Детский сад на Остоженке Детский сад на Соколе Школа Статьи Мы в СМИ Партнёры Марафон 30-летие О центре ДокументыКонтакты

Общеобразовательная Автономная некоммерческая организация
«Образовательный центр «Лучик», с 1988 года.

Гимн «Лучика»
Детский образовательный центр «Лучик»
+7 (495) 120-04-50
Звоните с 08:30 до 20:00
Вам перезвонить?
Заявка на обратный звонок
Как Вас зовут?*
Контактный телефон*
+
Эл.Почта*
По какому вопросу?
Я хочу получать рассылку с новостями и предложениями от Образовательного центра "Лучик"
Отправить
Нажимая кнопку "Отправить" я подтверждаю своё согласие:
- на использование в качестве каналов передачи информации, содержащейся в обращении, открытых каналов связи сети Интернет;
- на обработку моих персональных данных в соответствии с федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" и Положением о работе с персональными данными пользователей сайтов.
Обратная связь с педагогом
Как Вас зовут?*
Контактный телефон*
+
Эл.Почта*
По какому вопросу?
Обращение к педагогу*
Отправить
Нажимая кнопку "Отправить" я подтверждаю своё согласие:
- на использование в качестве каналов передачи информации, содержащейся в обращении, открытых каналов связи сети Интернет;
- на обработку моих персональных данных в соответствии с федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" и Положением о работе с персональными данными пользователей сайтов.
Форма записи
Как Вас зовут?*
Контактный телефон*
+
Эл.Почта*
Куда бы Вы хотели записаться?
Отправить
Нажимая кнопку "Отправить" я подтверждаю своё согласие:
- на использование в качестве каналов передачи информации, содержащейся в обращении, открытых каналов связи сети Интернет;
- на обработку моих персональных данных в соответствии с федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" и Положением о работе с персональными данными пользователей сайтов.

Как научить ребёнка финансовой грамотности?

Финансовая грамотность - что это? Нужна ли она моему ребенку? А если нужна, то как она формируется? В каком возрасте? Может быть, еще рано об этом думать?

Примерный ряд вопросов возникает в голове, когда речь идёт об обучении ребенка финансовой грамотности. Мы постараемся разобраться с наиболее часто задаваемыми вопросами в этой статье.

Что такое финансовая грамотность? Говоря простым языком, это умения, которые позволяют современному человеку эффективно планировать и использовать личный бюджет, избегать излишних долгов, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества.

А теперь задайтесь вопросом: надо ли это вашему любимому ребенку? Конечно. Теперь давайте подумаем, с какого возраста нужно формировать подобные умения у ребенка. Самостоятельно использовать денежные средства ребёнок начинает в первом классе в процессе питания. Но активное участие со знаком «минус» в семейном бюджете начинается задолго до наступления школьного возраста… Чудесное детское «Ну маам, ну купиии!» не забудешь никогда. Поэтому, по мнению многих экспертов, оптимальным возрастом для начала финансового обучения ребенка является тот момент, когда ребёнок начинает считать, то есть 5-6 лет.

С чего начать? С основного – денег. Что это, откуда они берутся, за что их получают, что такое труд, вознаграждение… Лучше продемонстрировать это на наглядных примерах, показав ребёнку разные варианты зарабатывания денег, которые используют знакомые ему люди.

Далее – знакомство с понятиями «денежные единицы», «номинал». Дети больше ценят металлические деньги, их всегда больше, они красивые, звенят. Объяснить, что в одной некрасивой бумажке можно уместить десять звенящих красивых – сложная, но выполнимая задача. Это также крайне важно, потому что даже в любимой детской игре в «Магазин» часто прививаются ошибочные знания о неправильной ценности тех или иных денежных знаков.
На данном этапе у ребенка должно быть сформировано чёткое умение посчитать денежные средства в руках, предполагать возможности покупки, совершать её и считать сдачу. Обычно на это требуется от трех до пяти месяцев.

Нужны ли карманные деньги? Эксперты в этом вопросе едины – нужны, причем, чем раньше – тем лучше, чтобы ребенок в первом классе мог четко сказать, сколько денег в данный момент времени есть у него в наличии. Нельзя научить грамотно и бережно к чему-то относиться, не имея этого в наличии. Откуда их брать? Все просто – с первых самостоятельных покупок. Например, очень хочет любимый «киндер» шоколадку, совершает под вашим присмотром самостоятельный процесс покупки, а оговоренную сдачу оставляет себе.

Теперь самый главный вопрос – траты. На что тратятся деньги, для чего совершаются покупки, какие они бывают - необходимые или желаемые. Ориентируясь на представления ребёнка о мире взрослых, спланируйте вместе с ним бюджет семьи, соедините все доходы, обязательные расходы и дайте понять малышу, что на желаемое может остаться конкретная сумма. Совсем необязательно объяснять все дословно, используя огромные цифры, малыш их все равно не поймет. Но оперировать частями можно вполне – поделите «Финансовый апельсин». Эта долька – на квартирные расходы, эта долька на питание, на одежду и т.д. В итоге может остаться маленькая часть – долька желаний, но желания есть и у мамы, и у папы, поэтому желания Маши или Димы – часть дольки желаний. Необходимость подобных объяснений очевидна, так как потребности детей с возрастом увеличиваются и стоимость игрушек растет. Малыш может расстроиться, ясно осознав, что его дольки желаний не хватит на «крайне нужную» в данный момент игрушку. Вариант – можно тратить свою дольку каждый месяц, покупая всяческие безделки и не получив ценный приз, а можно начать… копить! Здесь мы «убиваем» сразу нескольких зайцев: воспитываем у ребенка крайне необходимое в жизни качество – терпение, учим его отказываться от сиюминутных желаний (малыш – идеальный объект для рекламы, хочет все и сразу) и «толкаем» его на поиск других денежных средств для пополнения копилки.

Как же современный ребенок может «найти» денежные средства? Естественно, никто не умаляет роли любящих бабушек и дедушек и иных родственников, но в данном случае можно и нужно предложить ребенку способы «зарабатывания» денег. Замотивированный дошкольник с удовольствием поиграет с вами «в работу»: что-нибудь сложить, аккуратно расставить что-нибудь, вытереть пыль, присмотреть за ребенком соседки, пока мамы пьют кофе на кухне и т.д. Но все виды работ для «заработка» должны выходить за пределы его ежедневных домашних обязанностей, иначе на любое: «Вымой, пожалуйста, пол!», вы будете слышать: «Сколько заплатишь?». И всегда необходимо помнить, что любая часть средств, заработанная ребенком, в первую очередь должна пополнять семейный бюджет, а уже затем идти на удовлетворение собственных желаний.

И не забывайте о таких понятиях, как дар и благотворительность. Человек, не умеющий делиться, дарить и поддерживать других, в будущем будет иметь большие проблемы с окружающими.

Кроме понятия «деньги», «заработок», «накопление», ребенку необходимо знать и о финансовых потерях, а также об экономии.
Когда можно потерять накопленные средства? Например, проиграв их, невыгодно что-то приобретая, став объектом обмана.

Экономить деньги можно на покупках, регулярно исследуя рынок. Не ленитесь сходить с ребенком в несколько магазинов и сравнить цены, если требуется что-то определенное, или поискав более выгодное предложение в интернете. Таким образом, вы приучите малыша выбирать наиболее выгодные предложения и не верить рекламным слоганам.

Помните о ведущем виде деятельности в детстве – игре. Существует огромное множество игр-развивалок, повышающих финансовую грамотность ребенка, начиная с классической «Монополии» и заканчивая компьютерными финансовыми стратегиями.

Если подвести итоги сказанному, то важными составляющими для формирования финансовой грамотности современного ребенка-дошкольника являются:
- наличные в кармане;
- возможность заработать;
- контроль доходов и расходов;
- благотворительность.

И никогда не забывайте о собственном примере. Захотев развить данный навык в собственном ребенке, не забывайте о себе, любимом. Если это умеете делать вы – то будет уметь и ваш ребенок.

Эксперты доказали, что раннее обучение финансовой грамотности приводит к более серьезному отношению к деньгам в старшем возрасте, что несомненно делает человека более успешным и финансово-обеспеченным. Удачи Вам и Вашим детям!

Статью подготовила
Губанова Елена Владимировна,
Научный руководитель школы «Лучик»,
кандидат педагогических наук,
почётный работник высшего профессионального образования,
профессор кафедры экономики образования МИОО,
эксперт МЦФЭР и Форум Медиа,
руководитель высшей квалификационной категории.

Новости и события

Архив новостей

        

© ОАНО «Лучик»‚ 1988 — 2018
При использовании ссылка на сайт www.luchik.ru обязательна!