Почему ребёнок отказывается делать уроки?

+7 (495) 120-0450

✆ с 8:30 до 20:00 ч.

Вам перезвонить?

Почему ребёнок отказывается делать уроки?

Отзвенел школьный звонок, и начались учебные будни. И вместе с ними начинаются различные проблемы и у первоклассников, привыкающих к своему новому статусу, и у школьников, вновь вернувшихся после каникул к учебному процессу. Одним из тревожных моментов для родителей является отказ ребёнка делать уроки, отсутствие интереса к учёбе. Игнорирование этих фактов может привести в свою очередь к проблемам с успеваемостью. Необходимо разобраться в причинах этого поведения с момента его появления. А лучшей профилактикой подобных школьных проблем будет работа по формированию предпосылок учебной деятельности ещё в дошкольный период.

Формирование позиции школьника. 
Успешному формированию школьной мотивации предшествует развитие познавательной активности ребёнка. Его готовности воспринимать и изучать новое, интересоваться окружающим миром. В раннем возрасте этому способствуют общение и совместные игры с мамой и близкими, рассказы интересных историй про вещи и явления, чтение книг, рассматривание вместе картинок в детских энциклопедиях. В старшем дошкольном возрасте будет полезно проводить экскурсии в школу, библиотеку, беседовать и рисовать на школьную тематику, придумывать сюжетно-ролевые игры в школу. Делитесь с ребёнком историями из своей школьной жизни, о вашей первой учительнице, школьных друзьях. 
Главное, чтобы детям были показаны такие стороны школьной жизни, как значимость школьных знаний, взаимопомощь и дружба между школьными товарищами, правила поведения на уроке и в школе. Объясняя ребёнку, зачем дети ходят в школу, не спешите давать своё мнение. Пусть ребёнок сам попробует ответить, можно ли прожить всю жизнь без школы; чему он сможет научиться в школе; что нужно делать, чтобы быть хорошим учеником.

Чем может помочь нейропсихология?
Большой вклад в изучение причин отсутствия интереса к учебе, сложности в освоении отдельных дисциплин, поведенческих трудностей внесли исследования нейропсихологов.
Одним из ключевых моментов является факт неравномерности развития психических функций, связанной с индивидуальными особенностями работы мозга ребёнка. Нарушение развития определенного отдела головного мозга на каком-то этапе жизни ребёнка впоследствии может выражаться в нестабильности умственной работоспособности, невнимательности, «глупых ошибках» по русскому языку и математике, неусидчивости, трудностях в общении с детским коллективом, и, в том числе, в нежелании делать уроки и посещать школу.
Таким образом, отсутствие интереса к учебе, отказ от уроков обычно бывают закономерными. Ребёнок старается быть хорошим и делать то, что от него требуют взрослые, однако, от переживаний и повышенной нервной нагрузки начинает испытывать физический дискомфорт. Старается сосредоточиться, но непроизвольно отвлекается, допускает ошибки, теряет интерес к занятиям. Даже обращение к репетиторам в этом случае даёт лишь временный результат. 
Несомненно, стоит обратиться к нейропсихологу. После диагностики и определения причин подобных трудностей, специалистом составляется коррекционная программа. Упражнения проходят в игровой форме и приносят ощутимый эффект в среднем через 2-3 месяца занятий. 

Готов ли Ваш ребёнок к школе психологически?
Не следует также забывать о психологической готовности ребёнка к школе. Порой родители, радуясь тому, что ребёнок рано начал бегло читать, обладает большим запасом знаний из детских энциклопедий, стремятся поскорее отдать его в школу. Но в процессе обучения они вдруг сталкиваются со сложностями и в освоении школьной программы и в поведении.
Ученики, у которых не сформированы определённые уровни развития мысленной деятельности, произвольной регуляции, познавательных интересов, социальной позиции школьника ведут себя очень непосредственно на уроке; нарушают дисциплину, не проявляют интереса к занятию, не воспринимают замечания учителя или обижаются на них, отказываются от посещения школы. 
Поэтому важно провести диагностику психологической готовности ребёнка к школе, чтобы выяснить степень сформированности внимания, памяти, мышления, моторики, пространственных представлений, произвольности поведения, умения подчинить свои интересы групповым, степени потребности в общении с другими, готовности перехода от игрового вида деятельности к учебному. Это основополагающие предпосылки к учебной деятельности.

Школьная тревожность и страхи.
В последнее время часто говорится о школьной тревожности. Она выражается в волнении, страхе непринятия со стороны педагогов, сверстников. Тревожность может перерасти в устойчивый страх и нежелание посещать школу, делать уроки. Ребёнок может бояться сделать ошибку, публично выступить, переживать из-за плохих отношений с одноклассниками. Родитель должен заметить страх ребенка, обсудить его причину, рассмотреть его вместе с ребенком в деталях. Следует поискать союзника для решения проблемы в учителе. Постарайтесь убедить ребенка в том, что, даже если он с чем-то не справится, это нормально, он ведь для того и приходит в школу, чтобы научиться! Необходимо сформировать у ребёнка здоровую самооценку, которая поможет преодолеть ему возможные страхи, необходимо любить своего ребёнка и поддерживать в нем уверенность и чувство собственного достоинства.
Помните, что отсутствие готовности ребёнка к школе может привести к психологическим трудностям и проблемам в адаптации. Поэтому важно использовать психологическую поддержку на этапе подготовки ребенка к школе, а также на этапе сопровождения по учебному маршруту.

Статью подготовила
Бусыгина Юлия Игоревна,
детский психолог

список статей
к выбору темы