Детский сад на Остоженке Детский сад на Соколе Школа Статьи Мы в СМИ Партнёры Марафон 30-летие О центре ДокументыКонтакты

Общеобразовательная Автономная некоммерческая организация
«Образовательный центр «Лучик», с 1988 года.

Гимн «Лучика»
Детский образовательный центр «Лучик»
+7 (495) 120-04-50
Звоните с 08:30 до 20:00
Вам перезвонить?
Заявка на обратный звонок
Как Вас зовут?*
Контактный телефон*
+
Эл.Почта*
По какому вопросу?
Я хочу получать рассылку с новостями и предложениями от Образовательного центра "Лучик"
Отправить
Нажимая кнопку "Отправить" я подтверждаю своё согласие:
- на использование в качестве каналов передачи информации, содержащейся в обращении, открытых каналов связи сети Интернет;
- на обработку моих персональных данных в соответствии с федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" и Положением о работе с персональными данными пользователей сайтов.
Обратная связь с педагогом
Как Вас зовут?*
Контактный телефон*
+
Эл.Почта*
По какому вопросу?
Обращение к педагогу*
Отправить
Нажимая кнопку "Отправить" я подтверждаю своё согласие:
- на использование в качестве каналов передачи информации, содержащейся в обращении, открытых каналов связи сети Интернет;
- на обработку моих персональных данных в соответствии с федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" и Положением о работе с персональными данными пользователей сайтов.
Форма записи
Как Вас зовут?*
Контактный телефон*
+
Эл.Почта*
Куда бы Вы хотели записаться?
Отправить
Нажимая кнопку "Отправить" я подтверждаю своё согласие:
- на использование в качестве каналов передачи информации, содержащейся в обращении, открытых каналов связи сети Интернет;
- на обработку моих персональных данных в соответствии с федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" и Положением о работе с персональными данными пользователей сайтов.

Откуда берутся застенчивые дети?

Здравствуйте, уважаемые родители!

Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для людей XXI столетия, то проблема застенчивости и порождённых ею трудностей общения наверняка займёт одно из первых мест. Учитывая важность этой проблемы, а также Ваши многочисленные вопросы, сегодня мы поговорим о том, как помочь ребёнку преодолеть застенчивость.

Нагрузка на психику в современном мире несравненно больше, чем раньше. Наши дети, естественно, делят с нами все наши трудности. Многообразие и сложность человеческих взаимоотношений зачастую вводят их в состояние ступора.

Кому говорить «ты», а кому «вы»? Почему мама не разрешает разговаривать с чужими, а сама вступает в беседу и в автобусе, и в магазине? Можно ли заранее определить, какие дети в песочнице будут с тобой играть, а какие начнут дразнить и кинутся в драку?

Не все дети быстро усваивают модели поведения, принятые в обществе. Проблемы в общении проявляются в виде застенчивости.

Застенчивые дети выглядят удивительно похоже. Опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в сторону, тихий голос, затруднения при ответе на самые простые вопросы… Они готовы спрятаться куда угодно, только бы их не трогали. Но потом, при ближайшем рассмотрении, выясняется, что для многих детей застенчивость – лишь маска, за которой скрываются совершенно иные психологические трудности.

Ребёнок может обладать неуёмной жаждой лидерства, но, не умея её реализовать, предпочтёт уходить от контактов (разумеется, подсознательно).

Бывает, что застенчивость маскирует излишнюю обидчивость, ранимость.  «Душа у него такая хрупкая, что он не даёт к ней прикоснуться…»

Уклоняться от общения можно и когда не знаешь, как поступить, что сказать. Очень часто так ведут себя дети с бедной фантазией, неразвитым мышлением, медленной реакцией. Путь к раскрепощению такого ребёнка лежит, прежде всего, через его умственное развитие.

У застенчивых детей очень велика тяга к общению, они просто не умеют установить контакт и сами от этого страдают, хотя и не всегда признаются в своих страданиях. С застенчивыми детьми можно также спутать детей аутичных или детей с так называемым «избирательным мутизмом». Хотя это совсем другие проявления необщения и причины их отличны от причин застенчивости.

И всё-таки, что же такое истинная застенчивость и почему она появляется? С психологической точки зрения, это «комплекс неполноценности, помноженный на эгоцентризм» (Т.Шишова, И.Медведева). Обладая повышенной чувствительностью, застенчивый ребёнок обострённо реагирует на критику в свой адрес, легко впадает в уныние. Ему кажется, что он хуже других. Но, с другой стороны, он слишком сосредоточен на своих переживаниях, и сам не делает шагов навстречу другим людям. Ему, например, часто бывает трудно кого-нибудь пожалеть, он склонен считать себя наиболее несчастным и обиженным. Так что работу с застенчивым ребёнком нужно начинать по двум направлениям: во-первых, повышать его самооценку, а во-вторых, постепенно разворачивать вектор его внимания во внешний мир, показывая, что на свете много по-настоящему несчастных людей, и нужно стараться пробудить в детской душе жалость, сострадание к чужим бедам.

Давайте теперь разберёмся, почему дети становятся застенчивыми? Нежная, чувствительная душа, конечно, даётся человеку от природы. Но почему симпатичные, неглупые, способные дети считают себя хуже других и испытывают комплекс неполноценности? Увы, очень во многом это зависит от родителей. Замечено, что часто родители застенчивых детей и сами не очень общительны. Маленький ребёнок всё усваивает по принципу подражания, и в первую очередь, подражания родителям. Когда ребёнок привыкает вести вместе с родителями уединённую тихую жизнь и не стремится в детском саду, а затем в школе заводить новые знакомства, родители вдруг спохватываются и бьют тревогу, повергая дитя в состояние полной растерянности. Он ведь брал пример с папы и мамы, а оказывается, это поведение неправильное.

Не прибавляет уверенности малышу и родительская тревожность. Пуповинная связь с матерью у нервных детей сохраняется аж до школы. Когда мама чем-то взволнована, ребёнку тут же передаётся её состояние, и с ним начинает твориться что-то невообразимое. Вам хочется, чтобы он оставил вас в покое, а малыш «как с цепи сорвался». А главное, вы же ни словом не обмолвились о своих проблемах и переживаниях. Как он догадался? Ваше напряжение моментально передаётся вашему ребёнку, хотите вы того или нет, говорите вы об этом или нет.

А часто родители и словесно передают ребёнку свои тревожные ожидания. «Нет, это у тебя не получится!» - заявляете вы, тем самым выбивая у ребёнка из-под ног и без того зыбкую почву. Естественно, ребёнок даже и не пытается после таких заявлений попробовать свои силы.

Авторитарность взрослых – ещё одна причина детской застенчивости. Если вы постоянно диктуете сыну или дочери как ему жить, не удивляйтесь потом, что дети растут пассивными и неуверенными в себе. И не требуйте от них избирательности при столкновении с новыми людьми или ситуациями. Вы же сами лишили их инициативы в гораздо более простых, повседневных условиях.

Очень многие родители озабочены тем, чтобы поскорее привить ребёнку навыки гигиены и самоконтроля. И вроде бы движут родителями благие побуждения: им хочется, чтобы малыш привык к дисциплине и порядку. Но! Среди детей, родители которых «зациклены» на соблюдении правил личной гигиены, гораздо больше застенчивых, чем среди тех, которым дают в этом деле поблажку. В конце концов, самостоятельно одеваться и чистить зубы человек всё равно научится. А вот преодолеть скованность, тревожность, впитанную в младенчестве, куда сложнее. Хотя, конечно, каждый родитель волен сам решать, что предпочтительней.

Если же вы всё-таки хотите помочь своим детям преодолеть застенчивость, начните с себя. Старайтесь сами преодолеть свою скованность, тревожность, умерьте требования к ребёнку. Это не значит, что можно позволять ему безобразничать. Между «хождением по струнке» и неуправляемостью ещё много градаций. Полезно почаще ставить себя на место ребёнка. Вообразите себе, что могущественный начальник шагу не даёт Вам ступить самостоятельно. Сколько Вы так выдержите? И ребёнок должен иметь свободу манёвра, иначе у него – как у взрослого – возникнет чувство, что его взяли за горло. И он будет этому сопротивляться. Один – активно (упрямиться и т.д.), а другой – пассивно, отказываясь от общения с окружающими.

Повышение самооценки начинается с похвалы. Мы про это часто забываем, предпочитая критиковать за неудачи и ошибки. Но «примерьте» этот принцип на себя. Что на Вас лучше действует и побуждает к хорошим поступкам: похвала или критика?

Положа руку на сердце, разве нам самим хочется что-либо делать, или нам постоянно указывают на недостатки? Даже если критика справедлива, вряд ли она вызовет трудовой подъём и стремление к самосовершенствованию.

Ребёнку же, особенно дошкольнику, похвала нужна ещё больше, чем взрослым, ведь ему иначе не на что опереться.

- А вдруг мы его захвалим? – с опаской спрашивают родители застенчивого ребёнка.

Не бойтесь, захвалить человека с заниженной самооценкой невозможно! Кроме того, ребёнка нужно как можно чаще хвалить ни за что, просто потому, что он есть на свете! («Как мы рады, что ты у нас родился!»). Иначе он будет думать, что родителям важны лишь его успехи, а сам он не представляет для них ценности. В подростковом возрасте это может привести к демонстративным выходкам.

Разумеется, частая похвала вовсе не исключает критики и даже наказаний за проступки. Но, во-первых, уверенный в себе человек реагирует на замечания гораздо спокойней и конструктивней, а, во-вторых, истинно застенчивые дети обычно бывают покладистыми и не шаловливыми. Приступы агрессивности, на которые нередко жалуются их родители, это лишь реакция на постоянную зажатость, подавленность. А когда ребёнок раскрепощается и начинает гордиться собой, его поведение выравнивается, так что у родителей почти не бывает к нему претензий.

Статью подготовила психолог школы "Лучик" Шумова М.В.

Новости и события

24
апреля
2018
Кулинарный час
23
апреля
2018
"Я познаю мир"
19
апреля
2018
Он-лайн выставка
Архив новостей

        

© ОАНО «Лучик»‚ 1988 — 2018
При использовании ссылка на сайт www.luchik.ru обязательна!