Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о том, почему так важно с самого раннего детства развивать у ребёнка навыки общения и с помощью каких приёмов лучше это делать.
Общение ребёнка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих особенностей и особенностей других людей и учёт их в ходе общения. Ведь если не научить ребёнка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.
Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Способность общаться включает в себя:
желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, сопереживать, решать конфликтные ситуации;
знание норм и правил («Я знаю!»).
Дети 5-6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами.
Всему этому ребёнок учится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Наиболее достоверным диагностическим методом считается наблюдение за особенностями поведения ребёнка.
Дети, имеющие проблемы в общении боятся смотреть в глаза собеседнику (повышенная тревожность), приобретают такие привычки как навязчивые движения, грызение ногтей (показатель неудовлетворённости собой, опущенные плечи (повышенная ответственность как реакция на непосильные требования взрослых), постоянно сжатые кулаки (подавленная агрессия). В ситуации повышенного напряжения ребёнок может часто моргать, подкашливать, как будто у него першит в горле. Некоторые дети как бы закованы в мышечную броню, боятся сделать лишнее движение.
Как же помочь ребёнку преодолеть этот коммуникативный барьер? Для начала попробуйте научить ребёнка управлять своим телом. Начните с того, что поиграйте в подвижные игры, которые требуют мышечной ловкости. Можно использовать игры типа «Замри-отомри», «Море волнуется раз, море волнуется два…» и др.
Игра – один из наиболее значимых видов детской активности. Присмотритесь к играм детей – не правда ли, порой в них зеркально отображается наша взрослая жизнь?
Обратите внимание на уровень организаторских умений ребёнка. Кто он? Лидер или ведомый, помогает друзьям или провоцирует конфликты? Родителям полезно знать содержание детских игр. В распоряжении ребёнка должны быть мягкие игрушки, строительные игрушки, куклы – всё то, что ребёнок сам выбирает в магазине. Доверьтесь его вкусу. Игрушки, с которыми ребёнок не играет, можно убрать на какое-то время.
Для того, чтобы определить, как ребёнок относится к себе и каким он видит своё семейное окружение, можно применить психологические тесты. Для их проведения нужно выбрать время, когда ребёнок находится в хорошем настроении. Он не должен думать, что его оценивают и проверяют. Не говорите ребёнку, что он сделал что-то не так.
В следующей статье мы дадим примеры тестов на развитость самоконтроля и для выяснения отношения к себе и другим.
Статью подготовила педагог школы «Лучик» Чистова Вера Николаевна (по материалам книги Клюевой Н. и Филипповой Ю. «Общение. Дети 5-7 лет» ).
Подготовка к Кембриджской сессии |
"Птицы нашего края" |
Презентация клубов по интересам |
Он-лайн выставка |