Детский сад на Остоженке Детский сад на Соколе Школа Статьи Мы в СМИ ПартнёрыБлаготворительный марафонО центре ДокументыКонтактыВакансии

Общеобразовательная Автономная некоммерческая организация
«Образовательный центр «Лучик», с 1988 года.

Гимн «Лучика»
Детский образовательный центр «Лучик»
+7 (495) 120-04-50
Звоните с 08:30 до 20:00
Вам перезвонить?
Заявка на обратный звонок
Как Вас зовут?*
Контактный телефон*
+
Эл.Почта*
По какому вопросу?
Я хочу получать рассылку с новостями и предложениями от Образовательного центра "Лучик"
Отправить
Нажимая кнопку "Отправить" я подтверждаю своё согласие:
- на использование в качестве каналов передачи информации, содержащейся в обращении, открытых каналов связи сети Интернет;
- на обработку моих персональных данных в соответствии с федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" и Положением о работе с персональными данными пользователей сайтов.
Обратная связь с педагогом
Как Вас зовут?*
Контактный телефон*
+
Эл.Почта*
По какому вопросу?
Обращение к педагогу*
Отправить
Нажимая кнопку "Отправить" я подтверждаю своё согласие:
- на использование в качестве каналов передачи информации, содержащейся в обращении, открытых каналов связи сети Интернет;
- на обработку моих персональных данных в соответствии с федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" и Положением о работе с персональными данными пользователей сайтов.
Форма записи
Как Вас зовут?*
Контактный телефон*
+
Эл.Почта*
Куда бы Вы хотели записаться?
Отправить
Нажимая кнопку "Отправить" я подтверждаю своё согласие:
- на использование в качестве каналов передачи информации, содержащейся в обращении, открытых каналов связи сети Интернет;
- на обработку моих персональных данных в соответствии с федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" и Положением о работе с персональными данными пользователей сайтов.

Развиваем внимание

Первый класс - это всегда серьезное испытание для ребенка и семьи, ведь помимо трудностей процесса адаптации в школе, данный жизненный этап сопровождается изменениями личности ребенка, его познавательных и умственных возможностей, эмоциональной и коммуникативной сфер. 
Успешность ребенка в процессе обучения тесно связана с такой важной составляющей психики, как внимание.
Почему именно внимание? Что такое внимание? Как оно влияет на процесс обучения? Что делать для развития внимания? Ответы на эти и некоторые другие вопросы вы найдете в этой статье.
Мы постоянно живем в мире раздражителей: что-то видим, слышим, что-то говорим и делаем; поэтому сознание человека действует очень избирательно и выделяет только то, что на данный момент  является наиболее актуальным. 
Внимание - это определенная сосредоточенность человека на каком-либо предмете. Оно никогда не рассматривается отдельно, так как усиливает все психические проявления человека. Поэтому без внимания невозможно качественное выполнение какой-либо деятельности, и человек любого возраста, не обладающий умением сосредотачивать свое внимание на определенных вещах, будет неуспешен в жизни.
Психологи различают внимание внешнее - сосредоточенность на всем, что нас окружает в реальной действительности, и внутреннее - умение сосредотачиваться на собственных мыслях и чувствах.
Внимание обладает определенными свойствами.  Сосредоточенность внимания характеризуется концентрацией на одном объекте или определенной деятельности при устойчивом интересе к занятию. Например, ребенок играет в железную дорогу. Рядом может звонить телефон, работать телевизор, ребенка можно позвать ужинать - он не реагирует. В данном случае, можно делать вывод о сильной концентрации внимания. Внимание также определяется определенной устойчивостью. Это определенный интерес к какой-то конкретной деятельности или объекту в течение продолжительного времени, при этом,  чем детально богаче объект внимания, тем оно устойчивее. Одним из основных свойств внимания является и его объем, который увеличивается в  течение жизни человека. Умение выполнять несколько дел одновременно зависит от распределения внимания. Оно развивается постепенно, и чем старше ребенок, тем лучше он распределяет свое внимание. Также характеризует внимание  умение сознательно менять направление деятельности или его переключение, которое всегда сопровождается волевым усилием, особенно если предыдущая деятельность была интереснее, чем последующая.
Если рассматривать развитие внимания с детского возраста, то у детей дошкольного возраста преобладающим является непроизвольное внимание, то есть быстрая и спонтанная переключаемость с одного объекта на другой. На его основе параллельно происходит развитие произвольной формы внимания, которое формируется на достаточном уровне только в 9-10 лет. У первоклассников нормой является достаточная слабость произвольного внимания и его неустойчивость, поэтому в процессе обучения первоклассников педагоги и родители опираются на внимание непроизвольное, делая яркими и интересными большинство элементов учебного материала. Естественно, что параллельно должна идти интенсивная работа взрослых над развитием произвольной формы. Многие педагоги и психологи неоднократно высказывались о мотивации ребенка перед началом любого учебного  действия. И чем более мотив обучения совпадает с интересом самого ребенка в данный момент времени, тем качественнее и эффективнее будет процесс внимания и сосредоточения на задании.
Развитие внимания у первоклассников - это проблема, ставшая для педагогов и родителей традиционной, решение которой возможно только совместными усилиями.
Чем же родители могут помочь своим детям в этом вопросе? Сразу хочется сказать, что занятия должны быть регулярными и занимательными, проводиться везде и всюду (прогулки, поездки, посещения театров, музеев, отдых на природе и т.д.).
Перечень упражнений на развитие внимания огромен, перечислим некоторые из них:
1. "«Да» и  «нет» не говорите" - взрослый задаёт ребёнку вопросы. Ребёнок отвечает на них, но при этом не должен говорить «да» и «нет».
2. "Где что было" - ребёнок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребёнок указывает, что изменилось.
3. "Назови, что ты видишь" - ребёнок за определенное время должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате, или на участке, в книге и т. д.
4. "Найди ошибку" - предлагается текст, в котором заведомо содержатся как смысловые, так и грамматические ошибки. Ребенок должен их найти и объяснить.
5. "Корректурные задания". Данный вид упражнений очень хорош для развития концентрации внимания. Непременное условие - ежедневное проведение на протяжении двух-трех месяцев. Это не занимает много времени - всего 5-7 минут. Ребенку дается любой текст - статья в газете, журнале, просто распечатанный текст и карандаш. Задание заключается в том, чтобы подчеркнуть любую форму встречающейся буквы "А" - маленькую, большую, прописную, печатную и т.д. Задания могут различаться - меняться буквы, браться комбинации букв, при этом одну надо подчеркнуть, а вторую зачеркнуть и т.д.
6. "Лабиринты" (нарисуйте или купите готовые напечатанные лабиринты и предложите ребенку без помощи рук найти вход и выход, помочь разным животным, застрявшим в лабиринте и т.д.). Данное упражнение хорошо развивает сосредоточенность и концентрацию.
7. "Индеец Джо". Эта игра очень эффективна, если необходимо успокоиться после бурной деятельности и переключиться на что-то иное, хороша она также и в момент засыпания ребенка. Ему предлагается закрыть глаза и послушать тишину. Сначала слушаем, что происхо-дит за соседней стеной, потом на улице, на нижнем этаже - диапазон прослушивания постоянно меняется. Это позволяет научиться включать внимание в процессе слушания и сосредотачиваться на определенном объекте.
8. "Фотограф" - предложите ребенку нарисовать увиденное на прогулке, в путешествии вплоть до самых мелких деталей. Это отличный рабочий материал для последующих воспоминаний.
9. "Художник-абстракционист". Ребенку предлагается взять в руки по фломастеру и в течение одной минуты, одновременно рисуя двумя руками, правой рисовать треугольники, а левой круги. Задания можно варьировать. Составлять разные фигуры, целые картины. Непременное условие - делать все одновременно правой и левой руками.
10. Игра "Морской бой", в которую все взрослые играли в детстве.
11. "Леворучка" или "Праворучка". Упражнение интересное, особенно если вы его будете делать вместе с ребенком. Договоритесь в течение одного выходного дня все, что привыкли делать правой рукой, делать левой и наоборот.
     12. Различные головоломки и загадки, причем загадки можно сочетать по темам, например "Космос", "Школа" и т.д. Как вариант, искать загадки параллельно с ребенком, он ищет вам, а вы ему. Дальше - соревнование. 
Важно сохранить положительный настрой ребенка, даже если у него не получилось правильно выполнить задание. Все задания можно оценивать, например, проигравший или сделавший много ошибок мяукает несколько раз, кукарекает, скачет на одной ножке и т.д. Таким образом, регулярно занимаясь с ребенком, вы поможете ему сформировать устойчивое внимание и поможете успешному обучению в школе.

Статью подготовила
Губанова Елена Владимировна,
Научный руководитель школы «Лучик»,
кандидат педагогических наук,
почётный работник высшего профессионального образования, 
профессор кафедры экономики образования МИОО, 
эксперт МЦФЭР и Форум Медиа, 
руководитель высшей квалификационной категории.

Новости и события

Архив новостей

        

© ОАНО «Лучик»‚ 1988 — 2018
При использовании ссылка на сайт www.luchik.ru обязательна!