Детский сад на Остоженке Детский сад на Соколе Школа Статьи Мы в СМИ Партнёры Марафон 30-летие О центре ДокументыКонтакты

Общеобразовательная Автономная некоммерческая организация
«Образовательный центр «Лучик», с 1988 года.

Гимн «Лучика»
Детский образовательный центр «Лучик»
+7 (495) 120-04-50
Звоните с 08:30 до 20:00
Вам перезвонить?
Заявка на обратный звонок
Как Вас зовут?*
Контактный телефон*
+
Эл.Почта*
По какому вопросу?
Я хочу получать рассылку с новостями и предложениями от Образовательного центра "Лучик"
Отправить
Нажимая кнопку "Отправить" я подтверждаю своё согласие:
- на использование в качестве каналов передачи информации, содержащейся в обращении, открытых каналов связи сети Интернет;
- на обработку моих персональных данных в соответствии с федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" и Положением о работе с персональными данными пользователей сайтов.
Обратная связь с педагогом
Как Вас зовут?*
Контактный телефон*
+
Эл.Почта*
По какому вопросу?
Обращение к педагогу*
Отправить
Нажимая кнопку "Отправить" я подтверждаю своё согласие:
- на использование в качестве каналов передачи информации, содержащейся в обращении, открытых каналов связи сети Интернет;
- на обработку моих персональных данных в соответствии с федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" и Положением о работе с персональными данными пользователей сайтов.
Форма записи
Как Вас зовут?*
Контактный телефон*
+
Эл.Почта*
Куда бы Вы хотели записаться?
Отправить
Нажимая кнопку "Отправить" я подтверждаю своё согласие:
- на использование в качестве каналов передачи информации, содержащейся в обращении, открытых каналов связи сети Интернет;
- на обработку моих персональных данных в соответствии с федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" и Положением о работе с персональными данными пользователей сайтов.

Режим и работоспособность первоклассника

  Здравствуйте, уважаемые родители!

     О том, что режим для будущего школьника – основа основ и фундамент его успешной учёбы,  знает каждый родитель. Поэтому сегодняшний наш разговор о школьных проблемах мы начнём со скучного слова «режим».
     Итак, большинство родителей знают, как этот самый режим важен и необходим. Но это теоретически, а на практике, что скрывать, довольно трудно убедить их, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. На режим смотрят как на правильную, видимо, но, все-таки, выдумку врачей и педагогов. А ведь он не ими придуман - он основан на закономерностях, по которым живет организм.
     Есть показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его динамику -работоспособность. В обыденной жизни мы часто употребляем этот термин, понимая под ним способность действовать целенаправленно, достигать известных результатов.
     Работоспособность зависит от внешних условий и функционального состояния организма. У первоклассника она снижается довольно быстро; об этом сигнализирует общее двигательное беспокойство. Через 15-20 минут урока число неслушающих, "вертящихся", отвлекающихся, а то и просто играющих детей катастрофически вырастает; то же самое отмечают родители во время приготовления уроков. Двигательное беспокойство - защитная реакция организма ребенка; он как бы отключается, дает себе отдых, не доводя себя до утомления.     Попытка умерить двигательное беспокойство детей словами, окриками, упреками, назиданиями - дело пустое; и только продуманные переключения с одного вида деятельности на другой, смена видов занятий позволяют отодвинуть утомление.
Как же изменяется умственная работоспособность? Закономерность ее динамики учитель и родители должны не просто знать, а и учитывать, организуя учебные занятия.
     При любой деятельности сначала происходит постепенное повышение показателей работоспособности, так называемое врабатывание. Затем наступает пик работоспособности; а потом появляются первые признаки утомления: снижается внимание, возникает двигательное беспокойство, растет число ошибок. Это - внешние признаки; одновременно повышается напряжение некоторых физиологических функций. Этого не видно на глаз; но цена работы - напряжение всех физиологических систем - возрастает. Если в такой момент не уменьшить нагрузки, а продолжать трудиться с той же интенсивностью, работоспособность резко упадет.
     Это - общая схема; но если внимательно приглядеться к изменениям работоспособности в течение каждого урока, дня недели и учебного года, мы увидим все эти периоды. Попробуем это сделать.
Итак, урок. Первые 3-5 минут - врабатывание, верно? Но период врабатывания можно сократить, если сразу же вызвать интерес, создать ситуацию игры, сконцентрировать и привлечь внимание детей к предстоящей работе. Затем - период самой высокой работоспособности. Он продолжается 10-15 минут; но его можно удлинить, если чередовать виды деятельности - и тем поддерживать интерес. Но помните: высокая интенсивность, даже при очень интересной и разнообразной работе, не может сохраняться более 20 минут. Далее - пора дать детям передохнуть, отвлечься. Это может быть физкультминутка с веселой песенкой, а может и просто отдых, расслабление.
     При занятиях дома необходимо также учитывать эти закономерности: дать время собраться, сосредоточиться (не торопите ребенка в этот момент!), не требовать приготовления всех заданий в один присест. Если видите, что ребенок отвлекается, крутится, потягивается - дайте ему возможность передохнуть. Не забывайте: письмо и чтение - самые трудные занятия в первом классе, а наибольшее напряжение вызывает непосредственно написание букв, слов, предложений, списывание текста. В математике самое трудное - решение задач. Специальными исследованиями установлено: продолжительность непрерывного чтения не должна в 6 лет превышать 8 минут, а в 7-8 лет - 10 минут. Оптимальная продолжительность непрерывного письма - 2 минуты 40 секунд в начале урока и 1 минута 45 секунд в конце (то же самое и при приготовлении домашних заданий).
     А теперь рассмотрим динамику работоспособности в течение учебного дня. Первый урок - врабатывание, второй - пик работоспособности, с третьего урока начинается ее снижение, к четвертому уроку оно резко усиливается.
Но может ли быть работа совсем без утомления? И если даже нам удастся создать условия, чтобы ребенок работал без утомления,- будет ли это эффективно?

     Утомление имеет двойное биологическое действие: с одной стороны, это защитная, охранительная реакция, оберегающая организм от чрезмерного истощения; с другой - оно стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей; и при тренировке одна и та же нагрузка будет постепенно все менее утомительной.
     Количественно оценить утомление довольно сложно. Известно, что при интенсивной и очень интересной работе усталость может наступить значительно позже, чем при неинтересной и малоинтенсивной. Усталости, вроде, и не чувствуется - а работоспособность упала... Вот оно, утомление!
     Его начальные признаки надо знать родителям. Вот они: 1) снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок; 2) ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается; 3) ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это непросто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка - он становится явно хуже; 4) ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они вдруг могут заснуть.

     Изменения в организме, связанные с утомлением, временны и исчезают при отдыхе или смене деятельности. И, наконец, вопрос: можно ли работать без утомления? Ответ будет таков: учебный процесс не может вовсе избежать утомления, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление, и самое главное, предупредить возникновение переутомления!
     Опасность переутомления в том, что при нем изменения, происходящие в организме, не устраняются кратковременным отдыхом и переключением на новый вид деятельности. А когда переутомление хроническое, длительно действующее - это, как правило, сказывается на росте и развитии ребенка, общем состоянии его здоровья. В конечном счете все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.
     Уроки первоклассников не случайно назначают в первую смену - как раз в первой половине дня у большинства детей отмечается наиболее высокий уровень работоспособности; а дальше она значительно снижается.
     Изменение работоспособности в течение недели подчиняется все той же закономерности. Понедельник - врабатывание; вторник, среда - период наиболее высокой и устойчивой работоспособности, а с четверга начинается спад... Интересно, что в самом начале обучения (время острой адаптации) период врабатывания словно затягивался; в первые четыре недели обучения наилучшая работоспособность была не во вторник и среду, а в среду и четверг. И только с шестой недели днями высокой работоспособности становились вторник и среда.
     Итак, четверг - это день первых признаков утомления, когда значительное волевое усилие и большой интерес могут на некоторое время поддержать работоспособность. И если не дать организму возможности передохнуть, сменить вид деятельности, следующие два дня работы будут малоэффективными. И не поможет никакая сила воли! Именно поэтому в некоторых школах четверг делают днем неполной нагрузки; а для ослабленных детей используют как день дополнительного отдыха. В этот день в расписании 1-2 урока, занятия по внеклассному чтению, физическая культура или прогулки, экскурсии.

     А теперь - годовая динамика. Первые шесть недель - врабатывание. Затем приблизительно с 20 октября до декабря - относительно устойчивое состояние и высокий уровень работоспособности; затем ее снижение, отдых (каникулы). После каникул снова на две недели врабатывание и очень короткий период устойчивой работоспособности; затем работоспособность резко падает.
Нередко от педагогов можно услышать замечания типа: "Зачем нужны эти каникулы, после них детей не "собрать"?". Действительно, в первые дни после каникул отмечается некоторый спад работоспособности, и чем длиннее каникулы, тем длительнее период нового врабатывания.
     Но все же специальные исследования эффективности каникул убедительно показали их необходимость: в итоге после них снижается двигательное беспокойство, улучшается работоспособность и состояние нервной системы детей.
     Сделаем общий вывод: начало урока, учебного дня, недели и года должно быть, по возможности, облегченным; то же и для домашних занятий.

В следующей статье мы расскажем об особенностях рационального режима и способах повышения работоспособности первоклассника.

Выпуск подготовила завуч школы "Лучик" Иванова Е.В.

Новости и события

Архив новостей

        

© ОАНО «Лучик»‚ 1988 — 2018
При использовании ссылка на сайт www.luchik.ru обязательна!