Детский сад на Остоженке Детский сад на Соколе Школа Статьи Мы в СМИ Партнёры Марафон 30-летие О центре ДокументыКонтакты

Общеобразовательная Автономная некоммерческая организация
«Образовательный центр «Лучик», с 1988 года.

Гимн «Лучика»
Детский образовательный центр «Лучик»
+7 (495) 120-04-50
Звоните с 08:30 до 20:00
Вам перезвонить?
Заявка на обратный звонок
Как Вас зовут?*
Контактный телефон*
+
Эл.Почта*
По какому вопросу?
Я хочу получать рассылку с новостями и предложениями от Образовательного центра "Лучик"
Отправить
Нажимая кнопку "Отправить" я подтверждаю своё согласие:
- на использование в качестве каналов передачи информации, содержащейся в обращении, открытых каналов связи сети Интернет;
- на обработку моих персональных данных в соответствии с федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" и Положением о работе с персональными данными пользователей сайтов.
Обратная связь с педагогом
Как Вас зовут?*
Контактный телефон*
+
Эл.Почта*
По какому вопросу?
Обращение к педагогу*
Отправить
Нажимая кнопку "Отправить" я подтверждаю своё согласие:
- на использование в качестве каналов передачи информации, содержащейся в обращении, открытых каналов связи сети Интернет;
- на обработку моих персональных данных в соответствии с федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" и Положением о работе с персональными данными пользователей сайтов.
Форма записи
Как Вас зовут?*
Контактный телефон*
+
Эл.Почта*
Куда бы Вы хотели записаться?
Отправить
Нажимая кнопку "Отправить" я подтверждаю своё согласие:
- на использование в качестве каналов передачи информации, содержащейся в обращении, открытых каналов связи сети Интернет;
- на обработку моих персональных данных в соответствии с федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" и Положением о работе с персональными данными пользователей сайтов.

Советы логопеда: нарушения темпа речи

Здравствуйте, уважаемые родители, няни, бабушки и дедушки! В этой статье  мы продолжим разговор о некоторых логопедических проблемах наших детей.

Вот, что интересно, вроде бы ребенок чисто (в изолированном варианте) произносит все звуки, а как начнет рассказывать про что-то свое, да еще с эмоциями, с вдохновением, - у вас тут же пропадает желание слушать дальше, да и ничего непонятно было. А бывает наоборот, малыш так медленно говорит, так растягивает слова, что тоже слушать малоприятно. Все эти проблемы относятся к нарушениями темпо-ритмической стороны речи.    

     Тахилалия  -  патологически ускоренный темп речи, при котором вместо 10-12 звуков в секунду произносится 20-30. Речь отличается неудержимой стремительностью. При торопливости могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, неясность произношения фраз... Однако при привлечении  внимания к речи запинки исчезают.

     В зависимости от ситуации речевого общения меняется степень выраженности симптоматики. Наибольшие затруднения испытываются в жизненно значимых ситуациях, общении с авторитарными людьми, в незнакомой обстановке, в моменты возбуждения, спора.

     Тахилалия часто сопровождается нарушениями общей моторики, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, вегетативной нервной системой. Поэтому преодоление тахилалии следует начинать с нормализации общих движений: замедления их темпа, тренировки координации, формирования ритмичности, плавности.

     Для ребенка полезны спортивные нагрузки, общеукрепляющие процедуры в сочетании с рекомендованными врачом медикаментозными средствами, консультации прихотерапевта. Важно чтобы малыш соблюдал режим дня, спокойно спал. Параллельно необходимо выполнять специальные упражнения на тренировку зрительного, слухового, речевого внимания, памяти, логики, мышления.    

      Речевая работа по преодолению тахилалии предполагает формирование:

-         медленного, плавного, ритмичного дыхания,

-         правильного голосоведения,

-         ритмичного чтения в небыстром темпе,

-         плавного, чистого письма,

-         спокойной, внятной, упорядоченной речи с правильным интонированием, паузами и установкой логических ударений,

-         нового общего и речевого поведения в коллективе,

-         внимания к речи, преодоления трудностей в выборе слов и выражений своих мыслей.

Начинать усвоение медленного темпа речи следует с более легких заданий. Попросите малыша посчитать вместе с вами до 30, 50, в обратном порядке, перечислите вместе дни недели, месяцы. Затем усложните – назвать как можно больше женских имен, мужских, перечислить названия деревьев, животных, птиц, предметы мебели, посуды, виды транспорта... Далее перейдите к проговариванию слов и фраз в заданном темпе, к исправлению прослушанного в ускоренном темпе текста. По слогам проговорите / прочитайте пословицы, поговорки, прочитайте / проговорите текст, одновременно отхлопывая ритм (сначала в стихотворной форме, затем нет).

     При тахилалии письменная речь часто сопровождается заменами, перестановками букв, слогов, слов, близкими по звучанию, написанию. Для преодоления этих трудностей выполняйте упражнения на запись слогов, слов, фраз с предварительным четким проговариванием в сопровождении ритма. На следующем этапе ведется смысловая работа над текстом. Задания могут быть и устными, и письменными.

     Брадилалия  -  неестественно замедленный темп речи, чтения и письма, монотонность голоса, длительные паузы между словами, растянутое произношение звуков речи.

     При устранении брадилалии логопедические приемы направлены на выработку более четких и быстрых речевых движений, темпов письма и чтения, правильного ритма, пауз, ударений.

     Рекомендуется также медикаментозная, психологическая помощь, занятия спортом, выполнение упражнений на координацию, точность, смену скорости и ритма движений, активизацию мыслительной деятельности (неречевое и речевое мышление, быстрое словесное оформление мысли), внимания, памяти, восприятия, переключений. Сначала мы учимся быстро проговаривать слоги, потом быстро изменить одну букву в слове так, чтобы получилось новое слово (мак-рак), посчитать до ста и наоборот в быстром темпе. Можно пропеть ритмичные песенки для тренировки темпа, прочитать скороговорки, увеличивая темп речи, прочитать / повторить текст  в сопровождении быстрого темпа – отстукивание, отхлопывание.

     Можно много перечислять различных упражнений, но все-таки лучше решать трудности с темпо-ритмической стороной речи совместно со специалистами – логопедом, невропатологом, психоневрологом, психологом и др. Что же касается вашей работы, дорогие папы и мамы, то в ваших силах предупреждать эти нарушения.

     Часто, не обладая необходимыми знаниями, родители или воспитатели, няни, не подозревая этого, бывают повинны в возникновении у детей патологического нарушения темпа речи. Прежде всего мы должны заботиться о здоровом развитии нервной системы ребенка. Необходимо охранять ее от таких раздражителей, как шум, запугивание, суровость, неожиданные окрики, испуг, страх, пребывание среди нервных, возбудимых, очень беспокойных людей. Особое внимание следует уделять нервным, впечатлительным, ранимым детям. К ним нужно проявлять повышенную чуткость, очень важно укреплять здоровье таких ребят, нервную систему в соответствии с рекомендациями врачей.

     Вместе с тем не следует излишне баловать детей, потакать всем их желаниям. Старшие должны стремиться к соблюдению ровного, спокойного отношения к ребенку на фоне разумной требовательности. Сознательная дисциплина, постоянное хорошее нестроение, выдержанность, собранность ребенка обеспечивают устойчивость его нервной системы против неблагоприятных раздражений извне и поэтому предохраняют от нервной, очень торопливой речи, т.е. от появления тахилалии.

     С самого раннего возраста ребенок активно подражает речи окружающих. Поэтому нужно исключить всякие контакты ребенка с людьми, которые говорят чрезмерно быстро или слишком медленно. Речь родителей, воспитателей должна быть всегда правильной, отчетливой, плавной, четкой по артикуляции, простой по структуре. Нельзя допускать, чтобы дети говорили на вдохе, захлебываясь, задыхаясь. Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь в семье, в детском саду, он и сам, в конце концов, будет говорить правильно.

     Так же внимательно нужно следить за явлениями итерации (повторения звуков, слогов, слов). Это естественное явление для детского возраста, но при нервной ослабленности ребенка может перейти в заикание.

      В следующей статье мы поговорим как раз об еще одном нарушении темпо-ритмического характера – заикании.

     Если у вас много вопросов, вы не смогли сами справиться с трудностями произношения, обращайтесь и вместе мы постараемся решить эти проблемы вовремя и без определенных последствий.

     До новых встреч!

Статью подготовила логопед детского сада «ЛУЧик» на Остоженке Королёва Юлия.

Новости и события

Архив новостей

        

© ОАНО «Лучик»‚ 1988 — 2018
При использовании ссылка на сайт www.luchik.ru обязательна!