Развивающие игры для детей на улице

+7 (495) 120-0450

✆ с 8:30 до 20:00 ч.

Вам перезвонить?

Лето... Вот и наступило долгожданное лето. С каким ожиданием все мы, и взрослые, и дети, ждем прихода этого радостного времени года.

Я думаю, вы со мной согласитесь, что каждому родителю хочется, чтобы в этот летний период дети хорошо отдохнули и получили новые впечатления. 
Сегодня мы поговорим о летних ежедневных прогулках с ребенком на улице, во дворе, на даче.

Все современные родители знают, что ребенку нужно гулять, и, причем много гулять. Такая возможность появляется именно летом, когда световой день становится длиннее и ребенок проводит большую часть времени на улице. А какое огромное влияние оказывает прогулка на развитие детей. Она развивает малыша физически и закаляет, дает новые впечатления и знания об окружающем мире. Благодаря прогулке ребенок получает много положительных эмоций, учится быть наблюдательным, внимательным, запоминает и рассуждает, экспериментирует и делает свои первые открытия.

Конечно, организовать отдых детей можно по-разному. Как правило, родители чаще всего гуляют с детьми в городе в основном на детских площадках. Да, там нравится детям играть, но иногда интерес быстро пропадает.

Как же сделать так, чтобы ежедневные прогулки для ребенка были увлекательными, интересными, каждый раз новыми и необычными и, конечно же, полезными?

А что если попробовать разнообразить ежедневную прогулку с ребенком развивающими играми.

Вот несколько развивающих игр, которыми я хочу поделиться из своей педагогической практики. На основе этих игр, учитывая возраст и интересы своего малыша, вы можете придумать свои новые игры.

Итак, играем-наблюдаем. За чем можно наблюдать? За всем, что интересно малышу. Увидели на небе солнышко, облака и тучи - понаблюдайте за ними, какого цвета, как плывут облака, какой формы, на что похожи. Оглянитесь вокруг, увидели мимо машины - вот опять предмет для наблюдения. Поговорите о машинах, о цвете, о марках, сравните их. Здесь уже свобода для проявления вашей фантазии.

Вокруг много разных деревьев. Их тоже можно рассмотреть, сравнить по цвету, форме, сравнить их листья, найти одинаковые. А еще и птицы всегда рядом. Ведь ребенок сможет понаблюдать за особенностями поведения птиц в непосредственной близи. Как много вокруг интересного!
То есть, предметом для наблюдения может быть все что угодно. Важно, чтобы малыш был активным участником этого процесса, самостоятельно рассуждал, сравнивал и делал выводы.

После наблюдения можно изобразить вместе с ребенком мимикой и жестами деревья (их высоту, как они шуршат листвой), птиц (кто как летает, ходит), имитировать их голоса.

Играем с песком. Это, наверное, самое любимое занятие детей летом. Что можно делать с песком? Пересыпать, делать из формочек разные кексы, пирожное, и даже строить замки и т.д. Ребенок подолгу может играть с песком. Можно поговорить с ребенком о том, какой песок (тяжелый - легкий, твердый - мягкий, много его или мало). Можно просто рисовать палочкой на песке и земле, все что угодно (геометрические фигуры, разные предметы, животных и т.д.). Можно предложить ребенку рассмотреть рисунки и запомнить их. А в конце прогулки попросить вспомнить, что вы рисовали. 
Даже, играя с песком, можно закреплять математические представления малыша, развивать мелкую моторику, долговременную память. А какое удовольствие от всего этого получает сам ребенок!

Играем с мячом. Играть с мячом можно в самые разнообразные игры: бросать друг другу мяч, подбрасывать вверх и ловить мяч двумя руками или одной, бросать «кто дальше», «кто выше», катать его в разном направлении (с левой и с правой стороны), отбивать мяч левой или правой рукой, двумя руками, считая при этом.

Интересным будет для ребенка, если сделать, например, разноцветные мишени. Вы называете определенный цвет мишени, а ребенку нужно бросать мяч в мишень названного цвета.

Очевидно, что играя с мячом, у ребенка развивается ловкость, восприятие величины и цвета, формируется пространственная ориентировка, координация, мелкая и крупная моторика. Вообще можно предлагать детям самое разнообразное спортивное оборудование: обручи, скакалки. Все это хорошо подходят для летних прогулок.

Игры по интересам. У каждого малыша свои интересы. Учитывая их можно поиграть в игру «Мы идем, идем, идем и в корзиночку кладем». Это могут быть камешки, палочки, листочки и др. И опять же в процессе сбора их можно сосчитать, разложить на разные группы, обобщить одним словом, разложить на группы по цвету и размеру, придумать про них сказки. А дома можно использовать для изготовления поделок.

Играем в ролевые игры. Даже на прогулке можно организовать такую игру, где дети берут на себя определенные роли. Надо сказать, что это очень нравится детям. Если взрослый поставит перед ребенком проблемную ситуацию ( например, срочно нужно построить дом для гостей и т.д.), задаст сюжет, поможет распределить роли, то игра развернется, ребенок быстро войдет в роль, проявляя при этом фантазию и выдумку. Дети любят играть в строителей (строить из песка дорогу, замки, гаражи), водителей (перевозить песок и камни), и т.д. А взрослый, конечно, же, партнер по игре и помощник. Для организации этих игр можно использовать различные выносные игрушки.

Играем – путешествуем. Любой взрослый, а тем более ребенок согласится отправиться в путешествие. Гуляя с малышом, пригласите его отправиться, например, в лес, на поляну, в зоопарк или на экскурсию в большой город. То есть постепенно выводите ребенка за пределы детской площадки. Пусть он сам выберет путь путешествия. А вы по ходу следования задавайте вопросы об увиденном, сами рассказывайте о чем-то новом и незнакомом, что встречается вам на пути, о явлениях природы, о деревьях и цветах и т.д. Познакомьте и покажите местные достопримечательности. Создавайте такие ситуации, в которых ребенок должен что–нибудь запомнить, а затем вспомнить и назвать. Например, по каким признакам легче будет возвращаться домой и т.д. А дома предложите ребенку нарисовать это путешествие или составить его схему, сочинить стихотворение.
Играем в задания. Дети дошкольники очень любят выполнять поручения и задания взрослых. Продумайте необычные задания, например, полить цветы, собрать ягоды, помочь дедушке или бабушке. Важно показать ребенку, что это ответственное и важное поручение сможет выполнить только он. А еще и приготовьте для него поощрения в знак благодарности.

Играем - гуляем в дождь. Гулять с малышом можно и в дождливую погоду. Или выходите на улицу, когда дождь уже закончится. Вспомните с малышом загадки, стишки и поговорки о дождике, солнышке, ветре.

Предложите малышу даже походить по лужам, бросать в лужу песок, камушки, палочки и другие предметы, какие вы сможете найти вокруг. Понаблюдайте, какие предметы поднимают брызги, какие тонут, а какие плавают. Обратите внимание ребенка на волны или кольца, расходящиеся от упавшего предмета или каплей дождя, на то, как играет и переливается вода в луже от ветра. Можно запустить кораблик в большое плавание. Поиграйте с каплями дождя, протянув ладошку и поймав каплю.

Гуляя в дождливую погоду, можно слушать шум дождя, как он стучит по зонту, по лужам, смотреть, как капли подпрыгивают и стучат, пускают круги на воде. Все это развивает воображение и фантазию малыша. А сколько положительных эмоций!

А еще можно каждой прогулке придумать специальную тему. Сегодня она математическая (считаем, сравниваем, решаем задачи), завтра экологическая (собираем цветы, наблюдаем за бабочками, проводим опыты с песком и водой), ну а потом, например, музыкальная. И игры на прогулке можно придумывать в соответствии с темой, даже подключив к этому самого малыша.

Хотела бы обратить ваше внимание еще и на другой подход к организации прогулок родителями с детьми, который показался мне очень интересным. Автор многих статей по раннему развитию, педагог Ася Штейн предлагает несколько вариантов, как разнообразить прогулку с ребенком и сделать ее полезной как для здоровья, так и для развития ребенка, а также общения родителей с детьми.

Вот некоторые из них:

  • Учимся читать на прогулке. Для этого используются карточки с подписями. На карточках слова, например: "земля", "трава", «дерево", «шишка", «кора ","берег " и т. д. Карточки раскладываются на земле или прикрепляются, например, к стволам деревьев и т.д. Малыша водят по этой волшебной полянке, читая ему названия на карточках. Ребенку постарше можно предложить поиграть в "музей живой природы", где он должен сам расставить карточки перед "экспонатами".
  • Познаем географию и астрономию на прогулке. На прогулку можно взять с собой компас и научить малыша пользоваться им, объяснив малышу, как определять стороны света. Можно так же рассказать, как ориентироваться без компаса, пользуясь планом и или картой местности. Используя их отправиться в настоящий маленький поход, заранее определив маршрут с помощью карты. А на небе можно и звезды рассмотреть, вспомнить их названия, сравнить Большую медведицу с малой.
  • Играем с птицами и насекомыми на прогулке. Автор предлагает организовывать наблюдение за птицами в разные времена года, приходя с ребенком регулярно на одно и тоже место. Например, ранней весной можно посмотреть, как селезни ухаживают за уточками, летом полюбоваться утятами, осенью понаблюдать, как утки готовятся к отлету. Да и насекомых можно отыскать, прихватив с собой лупу, можно рассмотреть муравья или другое насекомое. Важно, чтобы родители рассказывали ребенку о том, как нужно бережно относиться ко всему живому в природе.
  • Изучаем математику на прогулке. Иногда на прогулке можно заняться и математикой. Можно чертить палочкой или мелом на площадках геометрические фигуры, цифры. С помощью рулетки или метра, можно заняться измерением расстояний. А приготовленные сосуды различного объема пригодятся для того, чтобы пересыпать и измерять количество различных жидкостей и сыпучих тел.
  • Рисуем на прогулке. Время от времени, но не очень часто, чтобы не надоело, автор предлагает родителям брать на прогулку бумагу и краски или карандаши. Пусть ребенок побудет в роли художника, рисуя то, что ему захочется: растения, природу, пейзажи и др. А затем организуйте выставку его творчества.

По мнению автора, самое важное на прогулке - это открытия, которые малыш совершит самостоятельно, опыт общения, который он приобретет, играя с другими детьми. Поэтому не спешите и не навязывайте ребенку свою программу, а вступайте тактично и незаметно, когда почувствуете, что малыш уже устал развлекаться самостоятельно.

Возвращаясь с прогулки, по дороге домой поделитесь впечатлениями с ребенком о том, что вы делали сегодня на прогулке. Пусть малыш расскажет, что было для него сегодня запоминающимся, что очень понравилось. Обговорите и спланируйте следующую прогулку. В процессе беседы, дорога домой покажется короче и интереснее, да и малыш уже будет знать, что его ждет впереди.

Хорошего вам отдыха, дорогие наши родители и малыши!

Статью подготовила
Бабушкина Ирина Викторовна
педагог–психолог
Высшей квалификационной категории
ОАНО «ОЦ «Лучик»

список статей
к выбору темы