Как помочь первокласснику адаптироваться к школе

Записаться
баннер

Психологическая готовность родителей первоклассников к обучению ребенка в школе

Помочь первокласснику адаптироваться к школе

Первоклассник в школе встречается с совершенно новыми для себя задачами: необходимостью соответствовать непривычным требованиям, усваивать нормы школьной жизни и новые виды деятельности, выстраивать отношения с учителем и с коллективом сверстников. Но, кроме всего этого, малыш сталкивается с определенными ожиданиями и чувствами родителей. Как тревожные, так и радужные родительские переживания достаточно ощутимо влияют на то, как сложится его школьная жизнь.

Во-первых, ребёнок легко заражается родительскими эмоциями.

Во-вторых, всякий опыт его успеха или неудачи сопровождается родительским откликом, имеющим огромное значение для малыша. Ведь школьные достижения – его первые по-настоящему самостоятельные шаги во внешнем мире. Ребёнку очень важно в этот период чувствовать, что родители не разочарованы в нем, что он не подвёл их.

Поэтому, несмотря на то, что родители не участвуют напрямую в жизни школы, их незримое присутствие в ней постоянно ощущается. Даже если занятость не позволяет родителям достаточно часто интересоваться событиями в школе, они в значительной степени влияют на адаптацию ребёнка к школьной жизни и выстраивание внутренней позиции школьника, которая определяет ответы на вопросы: «Что я могу?» и «К чему мне стремиться?». Часто на основе одного - двух эмоционально окрашенных эпизодов формируется вся платформа отношения малыша к своему школьному будущему.

Родители то же учились...

Отношение родителей к учебе ребёнка в наибольшей степени определяется двумя вещами:

  • ожиданиями, которые связываются с ребёнком и его будущим;
  • общим отношением к школе как социальному институту. Последнее во многом определяется собственным опытом обучения в школе.

Для одних родителей первый день ребёнка в школе – желанный праздник и повод для ностальгии. Глядя на новенький ранец и нетронутые тетради, они вспоминают множество ярких, насыщенных эмоциями дней. Пусть в школьные годы у них были не только победы, но и поражения; пусть часто приходилось нелегко, но школа для них всегда была богатым источником жизненного опыта и положительных переживаний.

Другие родители вовсе не готовы сказать уверенное «да» школе. Они по себе помнят, что школьная жизнь является постоянным источником забот и тревог для всех членов семьи. В этот момент часто не только детям, но и родителям кажется, что радужное детство осталось позади. А впереди труды и печали и бурное море школьных невзгод. Собственный опыт учёбы в школе для таких родителей - постоянный источник малоприятных воспоминаний. Даже выбрав для своего ребенка лучшую школу из всех возможных, мама или папа может чувствовать неприязнь к ней и непрерывную тревогу о будущем ребёнка.

Отношение к оценкам и достижениям ребёнка также во многом связано с тем, как учились сами родители. Бывшие отличники достаточно уверенно ждут от своих детей таких же успехов. Те, кто учился менее успешно, чаще тревожатся о том, как будет успевать ребёнок. Если в школе у родителей оценки были чаще плохие, чем хорошие, а в жизни они все-таки добились успеха, они, скорее всего, позволят и малышу учиться так, как получается. А если родитель объясняет свои школьные промахи тем, что в детстве недостаточно много работал, то он с большой долей вероятности будет требовать от ребёнка прилежания и ждать хороших оценок.

Чем стабильнее родительские ожидания, тем более яркими будут эмоции, когда появятся первые настоящие оценки ребёнка. В этот период легко возникают беспокойство и тревога, оптимистичный настрой начала года может смениться строгой требовательностью и разочарованием (в ребёнке или в школе).

Важно помнить, что в течение первого года обучения дети не всегда показывают свои действительные способности. Слишком многое нужно освоить сразу, одна неудача способна затмить собой все другие достижения. Помните, что в этом возрасте познавательный интерес детей ещё довольно неустойчив. Дети сильно зависят от оценки и одобрения старших, а особенно таких значимых людей как родители. У первоклассников очень велика потребность чувствовать себя хорошими и успешными. Если эта часть самоощущения ставится под сомнение, ребёнок не может действовать конструктивно. И это уже, в свою очередь, будет причиной дальнейшего неуспеха.

Постарайтесь заранее задуматься о том, какое отношение к учёбе и школе вы готовы передать вашему ребёнку. Вернитесь ненадолго в прошлое, проанализируйте свои чувства. Если что-то в школьном прошлом вызывает у вас неприязнь или тревогу, поищите корень проблемы со своей нынешней, взрослой позиции. Если вы сможете осознать, в чем причины вашего негативного опыта, у вас получится, тем самым, дать шанс ребёнку на другой вариант школьного пути, без негатива. А если в вашем прошлом осталась прекрасная и любимая школа, постарайтесь, делясь с ребёнком радостными чувствами, помнить о том, что учиться на самом деле может быть непросто. По крайней мере, не всегда удается получать удовольствие от учёбы и общения с самого начала. Излишний оптимизм в сочетании с теми трудностями, которые могут поначалу возникать у ребёнка, способен сослужить не лучшую службу. Любой может почувствовать себя неудачником, если ему покажется, что другие легко справлялись с тем, что ему сделать не удается.

Важно помнить, что желаемые серьёзные достижения вашего малыша – дело будущего, ваша школьная жизнь – дело прошлого. В данный момент, пока ребёнок в первом классе, вам очень важно сконцентрироваться на настоящем. Видение будущего у детей младшего школьного возраста обычно достаточно туманно, большая часть эмоций связывается с сегодняшним моментом и очень недалёким будущим. Позвольте и себе, и ребёнку в этот период более интенсивно жить сегодняшним днем. Это не значит, что нужно забыть о планировании и учете перспектив, это значит включенность в переживание актуального. Старайтесь чутко реагировать на происходящее в данный момент: когда нужно – ободрить, поддержать, придать уверенности в себе, в другой ситуации – оказать помощь в выполнении задания или дать совет. Ни в коем случае не стоит прибегать к созданию мотивации через запугивание: «это только начало», «завтра будет хуже», «и это ещё легко!»  и так далее. Настоящая уверенность в себе рождается в тот момент, когда ребёнку удается, наконец, решить задачу, которая ещё недавно казалась очень трудной.

Понимать, что происходит в данный момент, вам помогут два «В»:ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ и ВКЛЮЧЕННОСТЬ. Даже если вы очень заняты на работе, внимательно выслушав ребёнка, на короткий срок, включившись в его ситуацию, вы сможете помочь ему справиться с текущими проблемами и неприятностями.

Спокойно и конструктивно действовать, если ребёнок переживает какую-то трудную ситуацию, помогут три «П»: ПРИНЯТИЕ, ПООЩРЕНИЕ, ПОДДЕРЖКА. Очень часто первые школьные трудности спровоцированы именно отрицательными эмоциями. Помогите ребёнку справиться с тяжелыми чувствами. Вспомните, как часто вам в детстве хотелось, чтобы мама или папа просто посочувствовали вам, поддержали и утешили в тот момент, когда вам трудно. И помните, что всякий человек имеет право на ошибку. Работа над ошибками, их осознание и память о них помогает не сделать их вновь. Взрослому человеку проще, чем ребёнку отставить в сторону свою тревогу или погасить гнев. Даже если ребёнок совершил проступок, не стоит давать волю своим эмоциям. Лучше спокойно объясните ему, как расстраивает вас сложившаяся ситуация. Это позволит и ребёнку спокойнее посмотреть на сложившуюся ситуацию, понять и запомнить, как следует действовать на самом деле.

Итак, вы, дорогие родители, можете оказать вашим первоклассникам неоценимую помощь. Проанализируйте свой опыт и свои ожидания и отодвиньте их в сторону. Постарайтесь делить с ребёнком его чувства, вместе с ним жить в настоящем и, по возможности, принимать спокойно любую ситуацию. Со временем вы увидите, как эти простые меры приносят богатые плоды.

Психолог школы «Лучик» Владимирская Анна Борисовна.

Задать вопрос нашему психологу

Вернуться назад