Данная статья адресована в первую очередь Вам, дорогие родители, Вам - бабушки и дедушки, Вам - ребята, тем, которые могут уже читать, и тем, которые еще учатся.
Почему? Ответ прост
Да потому, что вы, все вместе – родители, бабушки и дедушки, дети – есть семья, роль которой неоценима!
Ведь именно семья для ребенка – это место его рождения и среда, в которой он живет, растет и развивается.
Среда, которая определяет очень многое, практически все, в жизни ребенка. А связь в семье, семейные узы, между родителями родителей, родителями и детьми, относится к наиболее сильным человеческим связям.
Среда, созданная в семье, способствует благополучию ребенка, и как следствие, стимулирует и направляет его развитие. Но ребенок не может существовать только в семье. Он еще и воспитанник, если посещает детский сад, и ученик, если учится в школе. И тогда мы говорим об образовании, где с момента зарождения педагогики по настоящее время он, ребенок, является главной её ценностью.
А потому, стремление любого престижного образовательного учреждения – создание в нем таких условий, которые обеспечат развитие личности ребенка.
Личность ребенка - это развивающаяся система отношений, с широким интересом к миру и к самому себе.
Развитие ребенка и его воспитание находятся в теснейшем взаимодействии, данным процессам посвящено огромное количество педагогических трудов и изысканий.
Потому необходимо совместными усилиями родителей и образовательного учреждения создать условия для развития личности ребенка. А это можно сделать только через создание условий для решения этой личностью задач на каждом этапе своей жизни. У каждой стороны есть свои задачи (функции), но цель – одна!
Функции школы, садика, педагога, воспитателя – создание условий для «самости», заключающейся в том, что ребенок учит, развивает и воспитывает себя сам.
Функция семьи – поддерживать то хорошее, что делает школа, садик, то есть «идти» в одном направлении, и еще – окружать ребенка любовью, поскольку именно любовь родителей и близких есть величайший незаменимый источник развития – духовного, эмоционального, нравственного, а также основа формирования позитивного настроя и восприятия мира.
При развитии ребенка нужно знать, что каждый период его жизни подчиняется определенным законам развития. Знание данных закономерностей позволит Вам "не перегрузить" своего ребенка лишними, не соответствующими возрасту требованиями, и развить его психические процессы на оптимальном уровне.
В жизни ребенка большинство ученых выделяют следующие периоды развития:
Раннее детство
- Младенчество (0-1 год)
- Ранний возраст (1-3 года)
Детство
- Дошкольный возраст (3-7 лет)
- Младший школьный возраст (7-11/12 лет)
Отрочество
- Подростковый возраст (11/12-15 лет)
- Ранняя юность (от 15 лет)
Данная периодизация обоснована сменой ведущих типов деятельности на каждом возрастном этапе: освоения мотивационной стороны человеческой активности и овладения операционально-технической стороной деятельности.
Для характеристики периодов развития используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. Кратко их поясним.
Социальная ситуация развития включает в себя взаимоотношения между ребенком и окружающей его социальной средой, которые зависят от его основных потребностей и способов их удовлетворения.
Ведущая деятельность - активность, которая ведет за собой психическое развитие ребенка.
Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в определенный возрастной период.
Далее мы охарактеризуем каждый период развития и предложим несколько рекомендаций для развития ребенка на каждом этапе взросления.
Раннее детство. Младенчество (2-12 месяцев)
«Мы» - ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически. Ему необходимо постоянное общение с родственниками на уровне положительных эмоциональных контактов. Активное общение, пение детских песенок, постоянные поглаживания, игры в процессе купания - все это формирует у ребенка ощущение защищенности и оптимистичного настроя.
Раннее детство. Ранний возраст (1-3 года)
Распад «Пра-Мы», приобретение относительной самостоятельности, свобода перемещения и автономия намерений.
Ребенок начинает активно исследовать окружающий мир в процессе перемещения, причем чаще всего "на вкус". Центральной линией развития в этом возрасте является развитие речи и координации движений в процессе ползания, ходьбы, бега. Ребенком используются различные предметы в качестве орудий труда.
На этом этапе родителей ждет одно из первых потрясений - кризис «я сам» (3 года). Из послушного, готового на сотрудничество ребенок превращается в маленького "буку", который делается чрезвычайно упрямым, строптивым, иногда даже деспотичным (чаще всего про отношению к самым любимым людям).
Суть кризиса: перестройка отношений между ребенком и взрослым, в пользу возрастания самостоятельности ребенка. Ребенок начинает себя отделять от взрослых, часто начинает использовать местоимение "Я". В этот возрастной период авторитарные средства воспитания не принесут положительных плодов. Ведущим видом деятельности является познавательно-умственная, поэтому стимулируйте чадо на любознательное отношение ко всему на свете. В любой момент - на прогулке, в поездке в транспорте, в гостях, дома, - обращайте внимание ребенка на все, что вас окружает. "Смотри, какие листики, давай, посчитаем?", "Куда, интересно, побежал этот муравей?". Подобные вопросы стимулируют у ребенка интерес к окружающей действительности и формируют устойчивую логическую цепочку получения новых знаний "Событие-вопрос-знание". Главное, чтобы активное общение не превращалось в монолог, ни со стороны ребенка, ни со стороны взрослого - это стимулирует развитие коммуникативной компетентности ребенка.
Детство. Дошкольный возраст (3-7 лет)
Распад совместной деятельности с взрослым.
Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра. Данный возраст является наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения. Что жетакое воображение? Это сугубо человеческая способность создания новых образов (представлений) на основе предшествующего опыта. Основная его задача - формирование во внутреннем плане представления о будущем результатедеятельности. Решая любую мыслительную задачу, мы активно используем воображение. Поэтому, прикладывая усилия к развитию воображения ребенка на данном возрастном этапе, мы формируем у него умение решать жизненные задачи, быть успешным в процессе обучения в школе. Чаще играйте в речевые игры - "Чего не стало?", "Что изменилось?", "Кому что подходит?", "Назови ласково", "Преврати в огромное", "Подбери 5 признаков", "Угадай, о чём я говорю", "Скажи наоборот", "Давай послушаем тишину - что она говорит?" и так далее.
В этом возрасте родителей ждет еще одно испытание - кризис 6-7 лет. Ребенок теряет непосредственность, манерничает. Выход один - чаще играйте. Сюжетно-ролевые игры с героями любимых книг, произведений, мультфильмов, перед игрой - активное изготовление костюмов, аксессуаров, постройка убежищ, замков, кораблей - фантазия безгранична.
Детство. Младший школьный (7-11 лет)
"Ребенок - близкий взрослый" и "ребенок- социальный взрослый".
Маленький человек становится на стезю взрослой жизни, принимая такие понятия, как график, обязанность, «должен» и «надо».
Центральной линией развития является интеллектуализация. Не упускайте возможности узнать что-то вместе с ребенком поподробнее. Различные энциклопедии, научно-популярные издания должны обязательно стать непосредственными "настольными" книгами. Учите ребенка "смотреть глубже", это способствует успешному освоению школьных предметов на основательном уровне. "Почему буква "А" пишется именно так?", "Кто автор сказки, каким он был в детстве?", "Где в жизни можно применить...?".
На этом возрастном этапе также не обходится без кризиса - кризис 12 лет. Ребенок начинает ощущать себя ужасно взрослым, он ищет признания, определенных прав, но при этом чувствует себя очень ранимым и незащищенным. Этот жизненный этап очень похож по проявлениям на кризис трех лет.
Отрочество. Младший подростковый возраст (12-15 лет)
Господство детского общества над взрослым.
Общение со сверстниками становится основным видом деятельности и место значимых взрослых занимают значимые сверстники. Задача родителя на этом этапе - активно интересоваться сферой ежедневного общения ребенка, мягко и ненавязчиво ее контролируя. Активно осваиваются нормы социального поведения и формируется такая черта, как максимализм. Подросток становится недоверчивым к любой входящей информации - ведь все, что раньше было простым и понятным, теперь требует объяснений. Задача взрослых - объяснить, но объяснить так, чтобы захотелось развить эту тему дальше. Дискуссии, активное слушание - все это помогает сохранить взаимоотношения в семье и направить ребенка по определенному пути.
Период также не обходится без кризиса - кризис 15 лет. Важнейшее приобретение - умение рефлексировать, реагировать на окружающий мир с позиции своего "Я". "О чем ты сейчас думаешь?", "Что осознал, сделав это?", "Почему он так поступил, сказал, сделал?" - ответы на подобные вопросы формируют у ребенка адекватные отношения с социумом.
Отрочество. Старший подростковый возраст (15-17 лет)
Подросток находится в ситуации моратория – нужно самоопределиться.
Считается, что дети данного возраста - уже ответственные взрослые люди, могущие адекватно воспринимать окружающий мир. Однако вся "взрослость" является чисто внешней, напускной. Общество требует самоопределения, а выбор сделать крайне сложно. Существенное влияние оказывает недостаток жизненного опыта. Поэтому используйте любую возможность показать различные сферы профессиональной деятельности. Идеальный вариант - участие ребенка в профессиональной деятельности. Чем больше примеров на жизненном пути, тем более велика вероятность того, что он в дальнейшем не разочаруется в выборе. Не отдавайте это на откуп школе - делайте сами. Водите ребенка на разные предприятия, в разные службы, предоставляйте ему возможность пообщаться со знакомыми взрослыми не дома или в гостях, а в процессе работы. Всегда обсуждайте плюсы и минусы любой профессиональной деятельности, а не только отдельные увлекательные моменты.
На данном этапе ваш ждет очередной кризис - 17 лет. Человек превращается во взрослую личность, начинается активный процесс самообразования.
Мы обсудили процесс развития ребенка и выяснили, что для каждого периода жизни присущи свои ведущие деятельности.
Таким образом, прочитав эту статью, Вы поймете, что мы остановились только на общих вопросах, которые должны Вас мотивировать на самостоятельное исследование – исследование своего ребенка, его интересов и желаний.
Статью подготовила Губанова Елена Владимировна
Научный руководитель школы «Лучик», кандидат педагогических наук, почётный работник высшего профессионального образования, профессор кафедры экономики образования МИОО, эксперт МЦФЭР и Форум Медиа, руководитель высшей квалификационной категории.