Дорогие родители!
Довольно часто в своей практике, в разговоре с заботливыми мамами и папами мы слышим вопросы: «Не вредно ли моему сыну смотреть телевизор перед сном?», «Почему дочка стала часто плакать, бояться одиночества и темноты?», «Какие передачи можно смотреть моим детям, чтобы они лучше развивались?»… На эти и многие другие вопросы мы постараемся ответить в этой статье.
В настоящее время существует большой выбор детских развлекательно-познавательных каналов, в программе которых заложено много разновозрастных программ, способных заинтересовать и развить вашего ребёнка от 2-3 до 16-17 лет. Поэтому, в первую очередь, стоит отдавать предпочтение той программе, которая будет понятна именно вашему ребёнку - исходя из его возраста и индивидуальных особенностей развития. Детям интересны и другие программы, многие из которых предназначены для взрослых, но и они могут стать для ребенка бесценным источником информации при правильном отношении.
Конечно, не следует смотреть вместе новостной выпуск, где часто можно услышать сообщения об агрессии или трагедии, но можно вместе посмотреть сюжет «недетской» передачи о природе. В этом отношении телевизор просто незаменим - не в каждом зоопарке живут крокодилы и львы; выйдя на улицу, вряд ли увидите извержение вулкана, а рассказ об океане, где «много воды», не даст ребенку полного представления - в ванне воды тоже немало. Все это можно увидеть, например, по телевизору.
Телевидение может научить детей различным формам поведения в обществе. Дети могут узнать о различных фактах, событиях и мнениях других людей. В тщательно продуманных детских программах переплетено множество различных тем, таких как: сотрудничество, сочувствие, привязанность, дружба, упорство в достижении цели, контроль агрессии и совладение с негативными эмоциями.
Однако, несмотря на то, что телевидение, несомненно, влияет на обогащение словарного запаса ребёнка, оно воспринимается в пассивном состоянии, и при высокой скорости поступления информации мозг не успевает обработать всю информацию. Другое дело самостоятельное чтение. Основное преимущество — это то, что ребёнок читает в своём темпе, обрабатывая все буквенные символы, анализируя слова, речевые конструкции, при этом проговаривая их про себя, переводя, таким образом, прочитанный материал в активную речь. Мы с Вами пользуемся именно активной речью, когда хотим обсудить что-то интересное с родными или рассказать новости друзьям, поддержать разговор со знакомыми. К тому же, чем бы Вы ни занимались, Вас обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации «общения» с телевизором Вы всегда остаетесь наблюдателем, так как ни на что не можете повлиять. И есть возможность отстранённо следить за развивающимися сами по себе обстоятельствами со стороны, не включаясь в ситуацию. Конечно же, иногда любому человеку хочется разделить с кем-то, а еще лучше полностью снять с себя ответственность за происходящее, хотя бы не на долго. И тут на помощь приходит телевидение. Что говорить о детях, которым эту ответственность ещё только предстоит научиться брать на себя. Ведь из этой ответственности и строится взросление.
Ещё один не маловажный факт заключается в том, что дети, которые слишком часто смотрят телевизор, в школе показывают низкие результаты при проверке умения читать, а также больше подвержены дисграфии (нарушение формирования письменной речи). Они хуже успевают в школе, чем дети, которые умеренно смотрят телевизор. Во-первых, мало времени и желания остается для чтения и учебы. А во-вторых, у детей формируются завышенные ожидания к школе – технические спецэффекты телепрограмм превращают детей в пассивных учащихся. Дети перестают воспринимать информацию на слух. От телевизора портится зрение, так как подвергаются более сильной нагрузке, чем обычно. А детские глазки устают быстрее. Дети, сидящие перед телевизором, впадают в состояние, похожее на транс. По данным исследований Гун Е.Г, изложенных в книге «Компьютер: как сохранить зрение», в таком состоянии скорость метаболизма (обмен веществ) снижается на 16% по сравнению с той, которая соответствует нормальному отдыху (когда ребенок просто сидит и ничего не делает), а по сравнению с активным состоянием падает еще ниже. Также чрезмерное увлечение телепрограммами приводит к пониженной способности к воображению и творчеству. Чтение побуждает представлять себе сцены, действия, образы героев. Телевизор же сам дает готовую картинку, не оставляя пространства для воображения.
Таким образом, злоупотребление временем просмотра телевизора может привести к:
- снижению самоконтроля;
- возбудимости;
- неспособности занять себя, уменьшению активности, неразвитости воображения (из-за пассивного потребления информации);
- поверхностному восприятию;
- эмоциональной «выхолощенности».
Когда телевизор включен, дети, как правило, перестают двигаться, играть, рисовать, рассматривать книжки или слушать чтение. Поэтому у ребенка формируется неадекватная физическая, интеллектуальная и социальная активность. Комментируйте то, что смотрите (или только что просмотрели). Родительские комментарии особенно важны в возрасте от 3 до 6-7 лет, когда взрослые способствуют правильному формированию жизненного восприятия. Малышу просто необходимы ваши объяснения про реальность и вымышленность персонажей (например, Карлсона), об их поведении (гулять по крышам и пугать грабителей можно только в сказке). Ребенок должен понять, что в мультфильме возможно все, но не все возможно в реальной жизни. С детьми школьного возраста так же нужно совместно просматривать фильмы, информационные и познавательные передачи, предлагая ребёнку свой взгляд на ту или иную форму поведения, выбор героя.
Содержание программ имеет большое значение. Исследования показали, что когда человек наблюдает насильственные действия, за которыми не следует наказания, вероятность агрессии с его стороны возрастает. То есть, если на экране герой будет вознагражден за свои действия, то ребенок, скорее всего, будет имитировать его поведение. Если герой наказан, то ребенок вряд ли будет ему подражать. Не каждый ребенок побежит драться. Но у многих могут появиться страхи, начнется ночное недержание мочи, заикание или масса других сопутствующих проявлений в поведении.
Самыми травмирующими для детской психики оказываются фантастические фильмы об устрашающем будущем или сюжеты, связанные с потерями, расставаниями, одиночеством.
Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже - с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще. Поэтому, если Вы хотите посмотреть фильм с неоднозначным содержанием, это касается в первую очередь фильмов с фантастическим содержанием и триллеров, сделайте так, чтобы ребенок при этом не присутствовал. Увидев сцены насилия и гибели героев, ребёнок доверяет увиденному и переживает трагические события, как реальные. Ваша задача в этот момент убедить его в вымышленности сюжета и оценить работу актёра, разведя в сознании маленького человека мир реальности и вымысла. Это сложнее объяснить, если ребёнок застал «ненужную» сцену в новостях или документальной передаче. В таком случае Вашей задачей будет расширить представления ребёнка о мире, дополнив информацией «положительного содержания», отметив, что в жизни много радости и лучше обращать внимание именно на неё.
Тема любви для детей естественна и приятна. Они легко и с удовольствием влюбляются и задают вопросы, которые их беспокоят. Если же ребенок увидел что-то непонятное для него и обращается с вопросом, например, о том, почему этот дядя обнял тетю, объясните доступно: «Когда взрослые любят друг друга, они обнимаются». При этом, несомненно, следует сделать отличие тех знаков внимания, которые оказывают друг другу взрослые, от проявлений нежности к ребенку, исходящих от родителей или родственников.
Чтобы избежать вредного влияния телевизора, необходимо соблюдать несколько несложных правил:
- Сидеть на расстоянии не ближе 2-3 метров от телевизора.
- Ограничить время пребывания перед телевизором.
- Не смотреть телевизор за час до сна.
- Найти место для телевизора, которое будет привлекать наименьшее внимание.
- Тщательно подбирайте программу по содержанию, согласно возрастным особенностям Вашего ребёнка.
- Демонстрируйте ребёнку «суррогатность» телевизора. Воспользуйтесь ссорой ребёнка с соседским товарищем, предлагая просмотр знакомого мультфильма вместо дружеского визита.
- Постарайтесь разнообразить досуг ребёнка интересными занятиями: старайтесь больше бывать на свежем воздухе, устраивайте вечера семейного чтения, решения головоломок.
- Покупайте специально для ребёнка журналы, раскраски, карандаши для рисования, бумагу для аппликаций и материалы для творчества.
- Попросите ребенка помочь вам по дому, разберите книги, одежду.
- Постарайтесь организовать домашний театр, музыкальный театр, что поможет развитию речи, артистизма и музыкальных способностей Вашего ребёнка.
- Купите детские музыкальные инструменты. Поиграйте вместе в концерт.
- Пригласите друзей, бабушек и дедушек.