Детские капризы

Записаться

+7 (495) 120-04-50

youtubeЯндекс Дзен

Каприз - это послание ребенка

Капризы

Практически каждый человек, даже не имеющий детей, замечал, как капризны маленькие дети. Крик ребенка в автобусе, упрямство в детском магазине, родители в состоянии «тихого» или «громкого» бешенства - это лишь незначительные проявления детских капризов.

В этой статье мы постараемся разобраться с данной проблемой и для начала выясним, почему же дети капризничают.

Каприз - это послание ребенка, своеобразное сообщение маленькой личности для окружающих людей. Нельзя не учитывать это при общении с ребенком, иначе вы пропускаете мимо себя значительную часть его реальных потребностей. Как же читать эти сообщения?

Иногда текст четкий и легко читается внимательными родителями - я устал и плохо себя чувствую, или заболеваю, или хочу спать. Удовлетворив первопричину, мы получаем спокойного, уравновешенного ребенка.

Очень часто основной причиной детских капризов являются различные виды нарушений воспитания в семье. Сообщение ребенка в виде каприза читается примерно так: «Я хочу другого обращения!»

Наиболее распространенными видами нарушений воспитания ребенка дошкольного возраста являются гиперпротективный(разрешительный) и гипопротективный (запретительный).

Особенно катастрофическими последствиями для ребенка является сочетание двух видов нарушений, например, мама разрешает абсолютно все, а папа воспитывает в строгости.

Гиперпротективное воспитание приводит к тому, что ребенок не знает слово «невозможно». Любой запрет вызывает бурные и длительные акции протеста. А потому настойчивые попытки ввести такого ребенка «в рамки» могут вызвать судороги, напоминающие истерические (синие губы, дыхание становится прерывистым, движения теряют координацию). Видя свое чадо в подобном состоянии, многие родители меняют тактику поведения и идут на поводу у ребенка.

Гипопротекция в своей крайней форме приводит к истощению адаптационных резервов организма. Ребенок сначала пытается соблюсти все запреты и угодить родителям, но вскоре начинает чувствовать, что «не может так жить». Начинается демонстративное капризное поведение, которое раздражает родителей, и они запрещают так себя вести - получается замкнутый круг, который может длиться несколько лет подряд и привести к невротическим заболеваниям всех участвующих. Иногда капризы ребенка - это симптом семейной дисгармонии. Здесь сообщение ребенка переводится однозначно: «Я не хочу, чтобы значимые для меня люди ссорились между собой!». В этом случае нет никакого врожденного миролюбия или даже альтруизма со стороны ребенка. Просто малыш интуитивно чувствует, что та психическая энергия, которая должна быть потрачена на него, тратиться либо на выяснение отношений, либо на сохранение «приятных улыбок на лице». И это вызывает недовольство ребенка, которое он выражает в форме капризов.

Иногда за капризной реакцией прячется юный исследователь родительских реакций. Что можно, чего нельзя - все особенности поведения в тех или иных ситуациях и реакции на это родителей исследуются и запоминаются ребенком. В данном случае только последовательное выполнение одних и тех же требований с их объяснением позволит вашему чаду сделать правильные выводы и запомнить все модели поведения.

Что делать родителям, когда ребенок капризничает?

Старайтесь не относится к капризам ребенка как к попыткам вас извести, вы же любите своего ребенка, а он любит вас. Чаще сообщайте ему об этом в любой форме – потом это окупится сторицей – ребенок найдет в вас понимающего и верного друга.

Самый первый и поэтому самый сложный пик капризов приходится на возраст 2-5 лет. В этом возрасте ребенок проходит важный этап в своей жизни «Я сам», в процессе которого приобретает новый опыт, начинает больше понимать, острее переживать эмоциональные конфликты.

Очень часто ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. Поэтому лучше спокойно объяснить ребенку, почему то, что от него хотят, лучше того, чего хочет он. Предложите ему аргументированный выбор. Очень часто ребенок реагирует именно на категорический тон запрета, не оставляющий ему никаких альтернатив за независимость, а не на его содержание. Помните, чем сильнее подобное настаивание ребенка на своем, тем сильнее формируется в нем независимая и цельная личность. Предоставьте своему ребенку такую возможность - и в будущем у вас не возникнет проблем с тем, что ваш ребенок инфантилен и не приспособлен к жизни.

В этот момент крайне важно всем членам семьи не иметь «двойных стандартов» и реагировать на все поведенческие проявления ребенка одинаковым образом. Иначе очень скоро чадо будет четко знать, как вести себя с мамой или папой, и как можно показать себя «во всей красе» у бабушки или дедушки.

Доверяйте своему ребенку, подбадривайте его в проявлениях самостоятельности. «Давай, ты молодец, сможешь!», а не «Не лезь, а то упадешь!». Он все равно залезет, но уже без вас. Поэтому важно научить главным правилам безопасности, а все остальное – пусть пробует. Эмоциональное принятие ребенка, логичность в повседневной жизни, разумные требования к ребенку приводят к независимости, автономии в поведения ребенка-дошкольника, способствуют безболезненному отделению себя от значимых взрослых, к формированию собственной внутренней позиции ребенка, принятию себя, которое впоследствии помогает ребенку понять и принять других.

В то же время дети, которые не смогли благополучно достигнуть стадии автономии, не могут «похвастаться» подобным.

И последнее. Чаще ставьте себя на место своего ребенка, или вспоминайте, каким вы были в его возрасте. Это поможет быстрее понять друг друга и договориться.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что причиной детских капризов чаще всего бываем мы, взрослые. Наша непоследовательность в воспитании, неумение родителей и педагогов выстраивать доверительные отношения с ребенком, невротический стиль общения взрослых между собой – все это приводит к желанию ребенка сообщить нам о наших ошибках в виде капризов.

Учитесь «читать» послания своих детей, корректируйте свои поведенческие проявления – и результаты не заставят себя долго ждать.

Когда вокруг ребенка благоприятная и располагающая к себе атмосфера, когда он окружен людьми, которые ему полностью понятны и они готовы с ним сотрудничать – вряд ли у него возникнет желание выплеснуть что-то эмоциональное.

Удачи вам!

Статью подготовила Губанова Елена Владимировна
Научный руководитель школы «Лучик», кандидат педагогических наук, почётный работник высшего профессионального образования, профессор кафедры экономики образования МИОО, эксперт МЦФР и Форум Медиа, руководитель высшей квалификационной категории.