Учимся правильно хвалить ребенка

Записаться

+7 (495) 120-04-50

youtubeЯндекс Дзен

Успешная личность всегда отличается адекватным уровнем самооценки

Правильно хвалить ребенка

Успешная личность всегда отличается адекватным уровнем самооценки, для формирования которой огромное значение имеет похвала. Поэтому вопрос "Хвалить или не хвалить ребенка?" вообще задаваться не должен, необходимо понять, как это делать правильно, чтобы не навредить развитию ребенка. Сегодня мы и обсудим это в данной статье.

Для начала ответьте на вопрос – лично вам нравиться, когда вас хвалят? Конечно, это приятно, вдохновляет на новые достижения, появляется желание улучшить то, что сделано. А если вашу работу не оценить? - сколько же можно услышать негатива в адрес неоценившего вас человека...

Вашему ребенку пока никто не ставит отметки, не выплачивает приятные материальные бонусы за хорошую работу – поэтому добрые слова, произнесенные родителями, придают малышу уверенности в себе и он понимает, что все сделал правильно.

Чтобы избежать ошибок в применении различных видов похвалы, следует обратить внимание на рекомендации специалистов.

За что и как в основном хвалят детей? На первом месте всегда учеба, потом труд и творчество, и практически всегда «Молодец!» или «Умница!».

И как в такой ситуации понять ребенку, что он должен быть чутким, добрым, отзывчивым? Что девочка должна быть женственной, нежной, ласковой, а мальчик обладать немного иными качествами?

Поэтому похвала должна быть разнообразна – хвалите достижения ребенка, его поступки и действия в разных сферах жизни.

Если ребенок совершил что-то, ему абсолютно несвойственное, например, при боязни темноты, заигравшись, забежал в неосвещенную комнату за игрушкой, обязательно похвалите его за это, можно не лично, а рассказывая папе или бабушке этот случай: «Сегодня он был очень смелый, он повзрослел и сам это сделал!». Возможно, в скором времени боязнь отойдет на второй план.

Обращая внимание на достоинства ребенка, учите его хвалить других и делать им комплименты. Чаще спрашивайте его о том, какими положительными качествами, на его взгляд, обладает тот или иной человек. Например, какие хорошие качества есть у соседского мальчика Димы? Детям тяжело отвечать на подобные вопросы, потому что с раннего возраста они сконцентрированы на себе и чаще всего замечают только какие-то негативные вещи: «Это очень злая воспитательница, она всегда кричит!» или «Он плохой мальчик, сломал мне игрушку!». И ребенок всегда с большим трудом может назвать хорошие качества другого человека, помогая ему. Постепенно процесс будет идти все веселее и ребенок уже сможет видеть в других человеческие достоинства и тем самым воспитывать их в себе.

Всегда хвалите конкретно, ребенок должен понимать, за что его похвалили, и стремиться в следующий раз сделать еще лучше: «Ты слепил грузовик, он как настоящий, даже фары сделал, как будто сейчас поедет!».

Можно завуалировано хвалить ребенка, привлекая его в качестве помощника и эксперта, например: «Как ты считаешь, что нам сегодня приготовить на ужин? У нас есть такие продукты… А ты мне поможешь?», или «Как думаешь, можно эти туфли надеть с этим костюмом, у тебя хорошо получается комбинировать вещи?». При этом совет ребенка должен быть обязательно вами применен, иначе он вас сразу раскусит.

Чаще хвалите ребенка за дела и поступки, которые он совершил не для себя, а для других. Например, вначале освоения навыка мы хвалим за конкретное успешное действие: «У тебя сегодня так здорово получилось прыгать на прыгалке!», а затем хвалите за помощь другим: «Ты так быстро научился, помоги Кате, она еще не справляется!».

Похвала хороша вовремя, иначе она не несет конкретной пользы, а также она должна быть абсолютно искренней, потому что дети чувствуют фальшь.

Всегда сравнивайте ребенка только с самим собой, не приводя в пример друзей или одноклассников. Усилие, приложенное ребенком для выполнения каких-либо действий, тоже должно быть вами оценено.

Важна и интонация, с которой вы произносите слова похвалы, и улыбка, и тактильный контакт. Даже взрослые мальчики и девочки нуждаются в том, чтобы их обняли и приласкали, а малышей необходимо обнимать и целовать как можно чаще.

Можно ли переусердствовать? Вопрос сложный, но интересный. Давайте подумаем вместе. Каковы последствия перехваленности? Их чаще всего нет, есть последствия «неправильнохваленности»: эгоизм и себялюбие, гордыня начинаются там, где взрослые много хвалят ребенка, не за то, что он сделал для других, а за то, что он делает исключительно для себя. Если ребенка часто и по делу хвалить – он становится лучше и спокойней, он знает, что его усилия будут оценены и замечены.

Чем ребенок меньше – тем чаще его хвалят. Это понятно – маленький ребенок всегда вызывает умиление и улыбку даже у самых негативно настроенных людей. С возрастом ощущается дефицит похвалы, который особенно остро чувствуется у подростков. «Неоцененный» ребенок чаще всего демонстрирует негативное поведение, хочет внимания любым способом. Поэтому похвала может служить еще и профилактикой отрицательных форм поведения, таких как капризы, драки, взаимные оскорбления среди детей. Поэтому, если вам не за что похвалить ребенка, вы не испортите его похвалой «впрок», например: «Я уверен, что ты сможешь это сделать, потому что ты….».

Вернемся к тому, с чего начинали разговор: вовремя сказанное доброе слово формирует адекватную самооценку, ребенок растет в атмосфере любви, честности, готов отвечать за свои поступки и слова.

К тому же умение похвалить развивается в нас, взрослых, как определенный навык. Чем чаще мы хвалим или делаем комплименты детям, тем больше хорошего начинаем замечать в окружающих нас людях. Поэтому каждый вид похвалы - это, прежде всего, работа над собой. Замечая положительные качества и изменения в другом человеке, мы сами меняемся к лучшему. При помощи похвалы можно качественно улучшить отношения с ребенком, потому что растет взаимная любовь и понимание.

Цените своих детей, любите и хвалите их, помните, что это самое дорогое в вашей жизни! Удачи вам в воспитании ваших детей!

Статью подготовила Губанова Елена Владимировна
Научный руководитель школы "Лучик", кандидат педагогических наук, почётный работник высшего профессионального образования, профессор кафедры экономики образования МИОО, эксперт МЦФР и Форум Медиа, руководитель высшей квалификационной категории.