Гармония в многодетной семье

Записаться

+7 (495) 120-04-50

youtubeЯндекс Дзен

Два больше, чем один

Многодетная семья

Уважаемые родители!

Рождение ребёнка в семье - безусловное счастье, которое невозможно оспорить. Его можно только осмыслить. И чем глубже мы понимаем это, тем больше детей нам хочется иметь. И так прекрасно видеть, что многодетных семей становится все больше и больше, несмотря на трудности социальной поддержки и правовой защиты. Сложностей на пути воспитания и становления таких семей может встречаться множество, но главное - уважение и любовь.

Не секрет, что часто детям в самом младшем возрасте бывает сложно обойтись без ревности и обиды, когда внимание родителей приходится делить с кем-то еще. И это совершенно закономерно, - у каждого человека есть потребность быть самым любимым и важным для кого-то. Что же говорить о маленьких детях, для которых родители - единственный и бесконечный мир, в котором ребенок обретает одновременно опору и свободу. И наша с Вами цель - подарить ребёнку любовь, осознание его неповторимости и незаменимости в этом мире. Это касается не только самых старших детей в семье (хотя чаще всего им приходится сложнее), но даже нас самих. Чтобы добиться своей цели и не допускать грусти в детском сердце, следует лишь обратить внимание на категории, которыми мы мыслим в жизни во всех случаях. Категории пространства, времени и слова. Но смотреть на это нужно не только с позиции «я для ребенка», но и «я для себя»!

1. Слово.

Слова - именно они дают нам силу, знание, уверенность. Без них справиться с поставленными задачами очень сложно. В семье разговоры очень важны. Не стоит наделять членов своей семьи невероятными способностями в телепатии и невербальном общении. Тем более это касается Ваших детей. Если может возникнуть сложность - её надо предотвратить.

Когда в семье рождается второй (третий, четвертый…) ребёнок, очень важно объяснить старшему, что Вы его будете любить так же, как и прежде и Ваша любовь для него неделима ни с кем. И такая же любовь в Вашем сердце - для каждого ребенка.

На практике. Для этой цели можно использовать очень хороший наглядный пример с яблоком. Организуйте беседу с ребенком (можно сразу поговорить со всеми детьми). Расскажите, что когда он появился, вместе с ним появилась в Вашем сердце любовь. Её символом может послужить яблоко. Отдайте его ребенку. А потом расскажите, что когда родился братик (сестренка) ,в Вашем сердце вместе с ним появилась новая любовь. И покажите ребенку другое яблоко. Если рядом сидит братик или сестренка, отдайте это яблоко ему.

Обратите внимание детей на то, что Вы не стали делить яблоко, что оно не стало меньше, менее красивое и т. д. Сердце матери и отца обладает волшебным свойством - сколько бы детей у них не появилось, каждому оно дарит любовь: похожую, но неповторимую и неделимую.

Это лишь пример беседы. Выберите свои символы, способы, подберите слова для себя и для ребенка. Слова, рожденные любовью к Вашим детям.

2. Время.

Эта категория не оставляет в покое мыслителей, философов, психологов на протяжении всего существования нашего мира. Время - самое драгоценное, что у нас есть, - то, что невозможно удержать. Но лишь оно способно решить самые сложные вопросы наших жизней. Когда мы говорим об этой категории в отношении семьи, мы говорим о заботе прежде всего. О заботе не только над физическими и интеллектуальными потребностями наших близких, но и о заботе над духом. Человеку нужна уверенность. Для этого на протяжении всего своего существования он осознанно стремится к постоянству, создавая в жизни некие обряды. К этому очень важно стремиться в семье, особенно в которой много детей. Для этого выделите каждому ребенку, себе и супругу особенное время. Создайте некий ритуал, о котором каждый из Ваших детей будет знать: это время для меня, это время для другого. Никто не говорит о часах, днях, специально отведенных выходных. Достаточно нескольких минут, которые Вы будете проводить только вдвоем.

На практике. Что же может повысить уверенность и защищенность ребёнка? Вот пример. Каждый из детей должен знать, что когда на ночь Вы причесываете волосы дочке, остальные могут заниматься своими делами, но не имеют права нарушать этот ритуал и отвлекать Вас. Или перед тем, как готовить обед, у Вас «5 минут рисования» с малышом. Или раз в неделю - партия в шахматы со старшим сыном, пока младшие спят. Поход на отчетные концерты в музыкальную школу раз в 2 месяца.

Найдите несколько минут и придумайте занятие, важное именно для этого ребенка. И не бойтесь объяснить остальным детям, почему это время не для него, и когда его время. Также не забудьте о своем времени. Детям нужно знать, что есть моменты, когда их родители общаются друг с другом или уделяют время себе. Помните - важно не то, что время разделено поровну, а то, чтобы важность совершаемого действия была равнозначной.

3. Пространство.

Любой психолог и семейный консультант скажет, что человек, у которого нет личного, только ему принадлежащего, пространства, подвержен неврозам в десятки раз больше. У детей в большой семье этот нюанс очень важен. Необходимо помочь каждому ребенку (и себе в том числе) в квартире создать «свой уголок», границы которого переступать остальные не в праве. Речь идет не об огромных масштабах-комнатах, кабинетах и т.д. Это пространство должно иметь, прежде всего, нематериальную значимость и пересекаться с основными потребностями личности.

На практике. Один ребенок любит рисовать, второй играть с куклами, третий - читать. Значит у одного - ящик с принадлежностями для рисования, у другого - коробка с одеждой для кукол, у третьего - книжная полка.

Для каждого родителя тоже должно иметься в доме «особое место». Нельзя об этом забывать. Тогда, какими бы ни были условия жизни, каждый будет сильнее и увереннее. У каждого - свой авторитет. И снова, как и в случае со временем, важна не равность разделенного пространства на частные сектора, а равнозначность среди членов семьи, какими бы не были потребности. Если ребенку это важно, значит должно быть так. Не бойтесь и не забывайте напоминать об этом детям. Пользуетесь самым простым и драгоценным способом - словом.

Ввести новые правила и объяснить детям, для чего они - очень просто. Соблюдать их сложно лишь первое время. Но если Вы знаете, ради какой цели все это, Вам будет легче. А об этой цели вам не придется напоминать себе - улыбки и уверенность ваших детей не дадут Вам об этом забыть.

Всех благ Вам и Вашим детям!

Педагог начальных классов Миланич Ольга Викторовна.