Почему ребёнок отказывается делать уроки?

+7 (495) 120-0450

✆ с 8:30 до 20:00 ч.

Вам перезвонить?

Отзвенел школьный звонок, и начались учебные будни. И вместе с ними начинаются различные проблемы и у первоклассников, привыкающих к своему новому статусу, и у школьников, вновь вернувшихся после каникул к учебному процессу. Одним из тревожных моментов для родителей является отказ ребёнка делать уроки, отсутствие интереса к учёбе. Игнорирование этих фактов может привести в свою очередь к проблемам с успеваемостью. Необходимо разобраться в причинах этого поведения с момента его появления. А лучшей профилактикой подобных школьных проблем будет работа по формированию предпосылок учебной деятельности ещё в дошкольный период.

Формирование позиции школьника

Успешному формированию школьной мотивации предшествует развитие познавательной активности ребёнка. Его готовности воспринимать и изучать новое, интересоваться окружающим миром. В раннем возрасте этому способствуют общение и совместные игры с мамой и близкими, рассказы интересных историй про вещи и явления, чтение книг, рассматривание вместе картинок в детских энциклопедиях. В старшем дошкольном возрасте будет полезно проводить экскурсии в школу, библиотеку, беседовать и рисовать на школьную тематику, придумывать сюжетно-ролевые игры в школу. Делитесь с ребёнком историями из своей школьной жизни, о вашей первой учительнице, школьных друзьях.

Главное, чтобы детям были показаны такие стороны школьной жизни, как значимость школьных знаний, взаимопомощь и дружба между школьными товарищами, правила поведения на уроке и в школе. Объясняя ребёнку, зачем дети ходят в школу, не спешите давать своё мнение. Пусть ребёнок сам попробует ответить, можно ли прожить всю жизнь без школы; чему он сможет научиться в школе; что нужно делать, чтобы быть хорошим учеником.

Чем может помочь нейропсихология?

Большой вклад в изучение причин отсутствия интереса к учебе, сложности в освоении отдельных дисциплин, поведенческих трудностей внесли исследования нейропсихологов.

Одним из ключевых моментов является факт неравномерности развития психических функций, связанной с индивидуальными особенностями работы мозга ребёнка. Нарушение развития определенного отдела головного мозга на каком-то этапе жизни ребёнка впоследствии может выражаться в нестабильности умственной работоспособности, невнимательности, «глупых ошибках» по русскому языку и математике, неусидчивости, трудностях в общении с детским коллективом, и, в том числе, в нежелании делать уроки и посещать школу.

Таким образом, отсутствие интереса к учебе, отказ от уроков обычно бывают закономерными. Ребёнок старается быть хорошим и делать то, что от него требуют взрослые, однако, от переживаний и повышенной нервной нагрузки начинает испытывать физический дискомфорт. Старается сосредоточиться, но непроизвольно отвлекается, допускает ошибки, теряет интерес к занятиям. Даже обращение к репетиторам в этом случае даёт лишь временный результат.

Несомненно, стоит обратиться к нейропсихологу. После диагностики и определения причин подобных трудностей, специалистом составляется коррекционная программа. Упражнения проходят в игровой форме и приносят ощутимый эффект в среднем через 2-3 месяца занятий.

Готов ли Ваш ребёнок к школе психологически?

Не следует также забывать о психологической готовности ребёнка к школе. Порой родители, радуясь тому, что ребёнок рано начал бегло читать, обладает большим запасом знаний из детских энциклопедий, стремятся поскорее отдать его в школу. Но в процессе обучения они вдруг сталкиваются со сложностями и в освоении школьной программы и в поведении.

Ученики, у которых не сформированы определённые уровни развития мысленной деятельности, произвольной регуляции, познавательных интересов, социальной позиции школьника ведут себя очень непосредственно на уроке; нарушают дисциплину, не проявляют интереса к занятию, не воспринимают замечания учителя или обижаются на них, отказываются от посещения школы.

Поэтому важно провести диагностику психологической готовности ребёнка к школе, чтобы выяснить степень сформированности внимания, памяти, мышления, моторики, пространственных представлений, произвольности поведения, умения подчинить свои интересы групповым, степени потребности в общении с другими, готовности перехода от игрового вида деятельности к учебному. Это основополагающие предпосылки к учебной деятельности.

Школьная тревожность и страхи.

В последнее время часто говорится о школьной тревожности. Она выражается в волнении, страхе непринятия со стороны педагогов, сверстников. Тревожность может перерасти в устойчивый страх и нежелание посещать школу, делать уроки. Ребёнок может бояться сделать ошибку, публично выступить, переживать из-за плохих отношений с одноклассниками. Родитель должен заметить страх ребенка, обсудить его причину, рассмотреть его вместе с ребенком в деталях. Следует поискать союзника для решения проблемы в учителе. Постарайтесь убедить ребенка в том, что, даже если он с чем-то не справится, это нормально, он ведь для того и приходит в школу, чтобы научиться! Необходимо сформировать у ребёнка здоровую самооценку, которая поможет преодолеть ему возможные страхи, необходимо любить своего ребёнка и поддерживать в нем уверенность и чувство собственного достоинства.

Помните, что отсутствие готовности ребёнка к школе может привести к психологическим трудностям и проблемам в адаптации. Поэтому важно использовать психологическую поддержку на этапе подготовки ребенка к школе, а также на этапе сопровождения по учебному маршруту.

Статью подготовила Бусыгина Юлия Игоревна
Детский психолог

список статей
к выбору темы

Ленты новостей
образовательного центра «Лучик»

Новости
школы

Всероссийская олимпиада школьников

2021.01.18

Новости детского сада
на Остоженке

Новогодний квест

2021.01.14

Новости детского сада
на Соколе

Встреча после Нового года

2021.01.12
В начало