У Вас наступила горячая пора: требуется принять решение, поступать ли в школу в этом году или в следующем; для этого проверить готовность ребенка к школе, «предъявив» его в нескольких учебных заведениях; выбрать лучшую из всех возможных школ, совместив престижность, предлагаемый режим, расстояние от дома и т.п. Все это действительно сложные и нервирующие проблемы, особенно в том случае, когда и других «забот полон рот».
Очень хочется предостеречь Вас от самых распространенных ошибок, совершаемых родителями в данной ситуации
1. Подавляющее большинство родителей, особенно родителей единственного или первого ребенка, считают своего малыша не по годам развитым и умным. Конечно, он умный, развитый, милый и с чувством юмора, но все это отнюдь не означает, что поступив в школу, он станет там отличником. Завышенные ожидания успехов собственного ребенка часто вредно сказываются на ребенке и на его взаимоотношениях, в том числе и с родителями. Поэтому ни в коем случае не нацеливайте ребенка на пятерки, на то, чтобы быть лучше всех. Стремление к достижениям, несомненно, должно присутствовать, но гораздо продуктивнее, если оно будет содержательно, т.е. направлено на собственную деятельность: неожиданное решение задачи, красивое написание букв, выразительное чтение и т.п. Постарайтесь больше обращать внимание ребенка на сам процесс учения, на происходящие изменения в умениях и навыках малыша, не акцентируя соревновательную сторону «кто лучше», не сравнивая успехи ребенка с другими детьми и не провоцируя тем самым «погоню за отметкой».
2. Другой проблемой, затрудняющей адаптацию ребенка в 1 классе, бывает слишком тесная эмоциональная связь с родителем. При этом взрослый (чаще всего мама) просто таки не отделяет себя от ребенка, переживая зачастую те же эмоции, что и он. Такая позиция мешает продуктивной помощи ребенку в его проблемах. Будучи захвачены теми же эмоциями, Вы не сможете рационально объяснить ребенку истоки его трудностей и помочь ему их преодолеть. Для этого надо немного отстраниться, выбрав роль доброжелательного, но беспристрастного союзника, имеющего на все свою собственную точку зрения, не совпадающую с позицией ни ребенка, ни учителя. Несомненно, ребенок — Ваше счастье и гордость, но не забывайте, пожалуйста, что он — самостоятельный субъект: Вы не можете что-то делать за него и вместо него, есть вещи, которые он видит и понимает по-своему, и он имеет на это право. Ваша задача в данном случае состоит в том, чтобы понять ребенка (не подменяя его эмоции своими) и помочь ему разобраться в происходящем с ним.
3. Необходимо помнить, что высокий уровень интеллектуального развития и сформированность навыков чтения и счета не обеспечивают успешность обучения в начальной школе. Согласно широко распространенной концепции развития личности Э. Эриксона (созданной еще в прошлом веке) стадия начального обучения связана с приобретением ребенком трудолюбия и формированием представления о себе как способном добиваться любых поставленных целей.
При соблюдении этих условий, т.е. при ориентировании ребенка на процесс собственного развития, на то, что этот процесс требует усилий и усидчивости, а также путем принятия права ребенка на собственные эмоции, но не переживая их вместе с ним, а пытаясь анализировать, Вы сделаете процесс учения для Вашего ребенка привлекательным и самого ребенка успешным в будущем. Этого мы Вам искренне желаем.
Статью подготовила Калинова Ольга Викторовна
Психолог школы "Лучик", Кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии АНО "Российская академия предпринимательства".