Развитие моторики у детей

Записаться

+7 (495) 120-04-50

youtubeЯндекс Дзен

Мы продолжаем разговор о развитии ребенка

Моторика у детей

... чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее
В.А. Сухомлинский

Мы продолжаем разговор о развитии ребенка – будущего первоклассника, и в настоящей статье попытаемся осветить вопросы, связанные с развитием моторики.

Что такое моторика? Насколько это важно и как влияет на процесс обучения ребенка в школе?

Итак, моторика - от латинского «motus» - «движение», - это двигательная активность человека или его отдельных органов.

В более узком понимании это определенная последовательность движений, необходимая для выполнения конкретных задач.

Выделяют крупную и мелкую моторику. Под крупной моторикой понимают любые движения, связанные с перемещением тела в пространстве, такие как хождение, бег, различные повороты туловища и т.д. Это определенная основа, на которую происходит наслоение сложных элементов мелкой моторики, включающую в себя специальные манипуляции различными предметами, при которых необходима четкая координация работы глазного аппарата и конечностей человека. Это выполнение письменных движений, рисование, завязывание шнурков и т.д.

Существует очень тесная взаимосвязь между развитием «кистевых» движений и развитием речи, поэтому помимо артикуляционного аппарата у маленьких детей все специалисты по развитию ребенка рекомендуют развивать и «мелкомоторный» аппарат. Вспомните все песенки - потешки для маленьких детей: «Сорока - белобока», «Ехали - ехали», «Гули – гули». Все они развивают пальчиковую деятельность. Затем ребенок в процессе дальнейшего развития осваивает все более точные действия руками - учится пользоваться столовыми приборами, держать ручку, кисточку, ножницы, лепить из пластилина, и на этапе 5-6 лет считается уже все освоившим и все успевшим. Все усвоенные движения становятся устойчивыми навыками, и дальнейшее развитие мелкой моторики приостанавливается.

В предшкольном возрасте в связи со сложившейся «традицией» подготовки к школе существенно возрастает нагрузка на кору больших полушарий и начинает страдать речь как таковая. Исследования подтверждают наличие практически у 50 % детей 6-7 лет отклонений в речевой деятельности. Это самым прямым образом связано с развитием письма и увеличением статической нагрузки во время занятий. Кроме того, несформированность мелкомоторных  движений ведет к следующим затруднениям:  у ребенка часто и быстро «устает» рука, происходит путаница «верха» и «низа» листа, наблюдается отзеркаливание письма, страдает чистописание.

Естественно, развитие моторных движений - не панацея от устранения данной проблемы. Все необходимо делать комплексно - развивая параллельно моторику и коммуникацию ребенка. Мы должны работать сразу в нескольких направлениях - стимулируя «крупные» и «мелкие» движения и активно общаясь с ребенком на бытовые и познавательные темы, вспоминая «почемучкин» возраст в 3-4 года.

Развиваем крупную моторику

Уделяя внимание развитию крупной моторики в предшкольном возрасте, мы достигаем сразу несколько целей:

Во-первых, за счет двигательной активности мы снимаем напряжение, в котором постоянно пребывает ребенок - это и статика за партой, и стрессовые мышечные зажимы в результате освоения новой социальной роли;

Во-вторых - освоение нового типа движений или усовершенствование старых ведет к дальнейшему моторному и речевому развитию;

И в третьих, в процессе динамичной игры взрослые и дети всегда становятся ближе и понятней друг другу, ведь сейчас вы не проводите со своим ребенком столько времени, сколько проводили раньше, ведь он стал более самостоятельным. Привлекайте к вашим подвижным играм друзей своего ребенка, их родителей, бабушек и дедушек - это важно для связи поколений.

В качестве примеров подобных занятий вспомните все, во что играли в детстве - весь ассортимент спортивных сезонных развлечений, не забывая про «позабытые» городки, «резиночку» и лапту. Можно запустить целое исследование по «позабытым» играм или обучить играть с «йо-йо» дедушку или бабушку. Не забудьте про танцы - соединение музыки и движения всегда положительно влияет на организм.

Развиваем мелкую моторику

Развить мелкую моторику можно с помощью срисовывания отдельных графических объектов, обведения контуров фигур (по точкам), соединения деталей в единое целое (не отрывая ручки от листа), штрихования, рисования, закрашивания. Сейчас в продаже есть большое количество альбомов с подобными заданиями.

Активно формируют «пальчиковые» движения вырезание, оригами, различные формы лепки, делание аппликаций, работа с пазлами, со шнуровками, макраме, бисероплетение, плетение из проволоки, вязание и вышивание, выпиливание, склеивание фигур из картона - все виды изобразительного искусства и различных ремесел. Научите своего ребенка тому, что хорошо умеете делать сами и освойте с ним вместе что-то новое.

Совместное освоение нового вида деятельности благотворно влияет на самооценку ребенка - у него получается не хуже, чем у взрослого (не забудьте: начиная что-то новое, осваивайте сначала простые вещи во избежание плачевного результата).

Прекрасным средством для развития мелкомоторной группы мышц и одновременно процесса воображения ребенка являются разрезные головоломки, которые можно изготовить самостоятельно.

Рассмотрим один из вариантов разрезной головоломки, для которой вам потребуется минимум материалов - цветной картон, окрашенный в одинаковый цвет с двух сторон и ножницы. Из картона вырезают заготовки согласно схемам, приведенным ниже, разрезают на составные части и, включая фантазию, складывают фигуры.

Предварительно необходимо познакомить или напомнить ребенку все геометрические фигуры, вспомнить, что из объектов живой природы их напоминает. Можно по ходу игры усложнять задачу, придумывая сказку или историю про получившуюся фигуру, или можно угадывать, что получилось, задавая различные типы вопросов, оговоренных заранее.

Обратите внимание и на современные средства обучения - ручки-самоучки, позволяющие сформировать достаточно хорошие графологические навыки, обучающие компьютерные или планшетные программы. Однако не забывайте об ограниченном времени использования компьютерных средств.

О развитии «правшей» и «левшей»

При развитии любого вида моторики помните, что все люди на планете делятся на «правшей» и «левшей». При выполнении любого вида деятельности следите, чтобы ребенок максимально использовал в равных возможностях свою правую и левую стороны. В основном это занятия лепкой и различные танцевальные движения.

Если вам не удается придумать что-либо для левостороннего развития у «хронического правши», поиграйте в веселую игру «Праздничный день второй руки». В этот день (лучше выходной) вы ВМЕСТЕ все дела делаете левой рукой (если вы правши, или наоборот), т.е. вы пишете, кушаете, рисуете, выполняете домашние дела другой не ведущей рукой. Помимо общего веселого настроя (между прочим, хроническому правше даже набрать телефон на мобильнике крайне тяжело левой рукой), вы проводите очень интенсивную психологическую антистрессовую терапию, что не может положительно не сказаться на уровне вашего психологического здоровья и параллельно устраняет дисбаланс в работе полушарий мозга.

Надеемся, что сегодняшний разговор вас подтолкнет к «движению» и завершить его хочется словами В.А. Сухомлинского: «... чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Статью подготовила Губанова Елена Владимировна
Научный руководитель школы «Лучик», кандидат педагогических наук, почётный работник высшего профессионального образования, профессор кафедры экономики образования МИОО, эксперт МЦФЭР и Форум Медиа, руководитель высшей квалификационной категории.