Что делать, если ребёнок обманывает?

Записаться

+7 (495) 120-04-50

youtubeЯндекс Дзен

Ребенок - дошкольник обманывает

Ребёнок обманывает

Сегодня мы снова вместе с Вами, уважаемые родители. И разговор наш будет о том, что делать, если ребенок - дошкольник обманывает.

Действительно, маленькие дети иногда говорят неправду. И, наверное, каждый из Вас был свидетелем таких ситуаций. Сначала мы, взрослые, часто не реагируем на такие проявления детей, порой нас просто забавляет, что малыш много придумывает и рассказывает о том, чего и не было в действительности. Ну, а по мере его взросления, нас уже начинает беспокоить и огорчать детское фантазирование, которое постепенно переходит в ложь.

Так что это? Игра малыша, сказочное перевоплощение или дошкольник постоянно живет в мире фантазий, потому как много придумывает, а порой и говорит неправду.

В словаре С.И. Ожегова обман рассматривается как ложное представление о чем-нибудь. Фантазия же - это полет воображения, без нанесения вреда кому-либо. Ложь же, в отличие от фантазии - это преднамеренное искажение или выдумывание информации с целью личной выгоды.

По мнению психологов, способность фантазировать - одна из психологических особенностей дошкольника. Часто дети даже через фантазирование стремятся разрешить свои реальные проблемы. Дошкольники часто путают, что происходит в реальности и произойдет, а что останется в мире фантазий. Поэтому, конечно, требуется время, чтобы малышу понять разницу между двумя этими мирами.

Активное фантазирование проявляется у детей в старшем дошкольном возрасте. И способность отделять мир фантазий от реального мира формируется у детей тоже к старшему дошкольному возрасту. Поэтому и нам, взрослым, бывает довольно трудно отличить, где в рассказах ребенка фантазия, а где реальность, особенно если ребенок рассказывает о том, чего не было или никогда не произойдет.

Почему же дети говорят неправду? Как понять, где ложь малыша, а где мир его воображения, которое порой необходимо развивать?

Психологи выделяют разные причины детской лжи. Рассмотрим некоторые из них.

Возникают также и такие ситуации, когда мы, взрослые, сами просим ребенка не рассказывать о чем-то маме или папе, провоцируя его тем самым на обман. Возможно, необходимо и нам взглянуть на себя, всегда ли мы, требуя детей быть честными, правдивы в своих делах и поступках.

Очень часто ребенку приходится поддерживать некий социальный статус и среди сверстников. Возникающее у него ощущение, что он хуже других детей приводит его к тому, чтобы измениться. У него появляется желание стать лучше или как все. Поэтому ребенок начинает выдумывать разные истории, ситуации, сказки в которых он показывает себя добрым, смелым, умным, ловким. И чаще всего делает это он для того, чтобы поднять свой авторитет среди сверстников, искусственно повышая свою самооценку. То есть ложь ради желания самоутвердиться.

  • Дошкольник обманывает порой просто неумышленно. Часто в силу своего возраста ему сложно понять разницу между реальностью и фантазией.
  • Сами родители, очень часто воочию, показывают ребенку, что такое обман. Например, родители что-то пообещали малышу, но обещанное не получилось выполнить. Ребенок это воспринимает как обман. Несоответствие информации с реальностью накладывает отпечаток на сознание и память ребенка.
  • Сам взрослый и его поведение является значимым примером для подражания. Отсюда, ребёнок старается во всем подражать своим родителям. Старший дошкольник способен уже по - своему анализировать поведение родителей. Сравнивая собственное поведение с поведением родителей, ребенок выстраивает некую модель взаимоотношений с окружающими.
  • Использование обмана возможно и для самооправдания ребенка. Совершив какой-то нехороший поступок, малыш, начинает это понимать. Оправдывая себя, он начинает придумывать и фантазировать то, чего и правда не было. Например, ребенок говорит, что в детском саду его обидел какой-то мальчик, сломал игрушку. На самом же деле ребенок сам был инициатором всего произошедшего. В результате, чтобы исправить ситуацию, малыш идет на обман.
  • Ребенок может обманывать и тогда, когда испытывает чувство страха, поскольку боится, что взрослые негативно отреагируют на его проступок. То есть избегание наказания тоже может быть одной из причин детского обмана. Страх чаще всего появляется, если у малыша уже был подобный опыт.
  • Нехватка внимания и эмоционального общения малышу со стороны взрослых так же может спровоцировать его на ложь. В данном случае ложь – это важный сигнал о том, чтобы родители обратили на него внимание.
  • Страх разочаровать родителей - вот еще одна причина детской лжи. Дошкольник всегда старается соответствовать ожиданиям родителей быть хорошим, умным, успешным, таким, каким его хотят видеть родители. Ребенку важно чувствовать и понимать, что мама и папа его любят. В подобных ситуациях обман выступает как защитная функция.
  • Развитая фантазия тоже может быть одной из причин обмана ребенка. Например, Вы рассказали малышу интересную сказку, герой которой ему очень понравился и запомнился. Малыш воспринимает эту сказку как правдоподобную. Ему хочется, чтобы этот герой жил у него и был его другом. Начинается процесс активного фантазирования. Конечно, со временем это проходит у малышей. Желательно в момент вымышленных рассказов малыша переключать его внимание на какие-то другие интересные вещи. Старайтесь говорить с ним о том, что он видел в действительности. Очень важно в таких ситуациях понимать взрослым, где выдумка малыша, а где уже неверная передача информации, возможно уже и даже с какой-то выгодой.

Как реагировать родителям в таких ситуациях?

Порой мы, действительно, попадаем в состояние растерянности, когда в очередной раз слышим неправду из уст своего малыша.

Что делать? Очень важно понять причину, почему это произошло. Постарайтесь разобраться, что именно заставило ребёнка сказать неправду.

Если Вы понимаете, что ребенок действительно солгал, то правильнее будет, не ругать его, а лучше сказать, что у тебя получился интересный рассказ. Тем самым Вы даете ему понять, что тоже понимаете, что это неправда.

Лучше в этот момент не спрашивать малыша, как ты думаешь, то, что ты рассказал – это правда. Такой вопрос уже может поставить его в ситуацию обмана.

Разобравшись в причине обмана можно попробовать спокойно поговорить с ребенком. Очень важно, выбрать подходящий момент и самим быть спокойными во время разговора. Разговор лучше начать со слов: «Скажи, что произошло?» Во время разговора обратите внимание ребенка на то, чтобы он все честно рассказал Вам.

Покажите на примерах и расскажите, как лучше поступить в этой ситуации, не прибегая к обману. Расширяя поведенческий репертуар малыша, мы учим его быть честным и справедливым. Давай вместе подумаем и решим, как лучше поступить. Старший дошкольник уже способен поговорить об этом. Важно, чтобы ребенок понимал, что Вы ему хотите помочь разобраться во всем происходящем. Порой малыш говорит неправду, только потому, что не знает, правильно ли он поступил.

Если малыш отрицает свой обман, нужно объяснить ему, что Вы не собираетесь его ругать или даже наказывать, если он в чем-то виноват. Можно сказать, что взрослые тоже иногда поступают неправильно. Но самое важное уметь признавать свои ошибки и понимать, что совсем не нужно никого обманывать, лучше всегда говорить правду, чтобы окружающие тебе доверяли.

И в заключение разговора с малышом, договоритесь с ним, что он больше не будет обманывать. Принятое правило, которое так важно и необходимо соблюдать, помогает ребенку себя контролировать.

Не забудьте похвалить малыша, что он осознал свой плохой поступок.

В дальнейшем для профилактики подобного поведения, расскажите малышу какую-нибудь историю, сказку о том, что такое обман, да и о последствиях обмана для самого малыша.

Объясните разницу между реальным миром и миром фантазий. Приведите примеры из жизни.

Стремитесь выстраивать в будущем с малышом такие взаимоотношения, чтобы он не попадал в ситуации, где ему необходимо будет оправдываться. Постарайтесь и сами не использовать обман особенно при ребенке.

Конечно, если малыш часто говорит неправду – вот это уже сигнал для нас, взрослых. Возможно, у него появились волнующие его проблемы, рассказать о которых иначе он не может. Именно так он сигнализирует нам, что у него что-то не так, что ему нужна помощь. На этом этапе уже требуется вмешательства со стороны родителей.

Конечно, взрослые могут по-разному относиться к детскому обману. Однако, если ребенок лжет постоянно, а родители не обращают на это внимание, то потом ему будет очень сложно остановиться и такая форма поведения станет для него привычной.

Важно уже в дошкольном возрасте объяснять ребенку, что такое обман и ложь, и как они опасны. Это позволит ему уйти от многих жизненных проблем в дальнейшем.

Статью подготовила Бабушкина Ирина Викторовна
Педагог-психолог высшей квалификационной категории ОАНО "ОЦ "Лучик" на Соколе.