Мой ребенок скоро пойдет в школу (часть 1)

Записаться

+7 (495) 120-04-50

youtubeЯндекс Дзен

Здравствуйте, уважаемые родители

Скоро в школу 1

В жизни каждой семьи наступает момент, когда ребенок становится, как говорят, подготовишкой. Проработав в «Лучике» 15 лет, занимаясь этим вопросом все эти годы, я тоже «вдруг» столкнулась с тем, что моя дочь должна идти в подготовительную к школе группу. Я столкнулась с теми же вопросами и волнениями, как и все родители.

Как готовить мою дочь к школе? Будет ли она успешной в первом классе? Хватит ли ей знаний, умений, навыков, способностей и возможностей, чтобы первый класс стал успешным стартом на всю оставшуюся жизнь. Я поняла, что у меня есть уникальная возможность обобщить огромный профессиональный опыт, опыт и тревоги мамы и все мои знания по этому вопросу. Очень хочу поделиться этим с Вами.

Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Самое главное - не впадать в крайности, не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада. Дошкольное детство развивает такие уникальные возможности в ребенке как заинтересованность, любопытство, активность, желание вникнуть во все вопросы мира. И мы, взрослые, должны помочь в этом ребенку.

В центре «Лучик» создан документ под названием «Образ первоклассника», в котором очень подробно прописаны все результаты, которых должен достичь ребенок к концу дошкольного возраста. Несколько лет назад мы задумались над вопросом: какой он, выпускник детского сада «Лучик»? Каких первоклассников хотят видеть самые престижные школы, лицеи и гимназии? Каких первоклассников хотят видеть общество, родители? Каких выпускников готовы подготовить мы? «Образ первоклассника» - это многолетний труд специалистов «Лучика» по формированию образа выпускника детского сада.

Для начала давайте убедимся, что наш ребенок действительно готов к обучению в школе. Широкий разброс индивидуальных вариантов темпов развития детей приводит к тому, что календарный (паспортный) возраст ребенка и уровень его развития (биологический возраст) могут довольно существенно расходиться. Между тем для проведения социальных и педагогических мероприятий с ребенком часто гораздо важнее ориентироваться на его индивидуальный уровень зрелости, чем на календарный возраст.

Несоответствие уровня зрелости организма ребенка тем условиям, в которые его помещают (порой – из самых благих побуждений), – одна из серьезных проблем современной педагогики. Более зрелый биологически ребенок легче справляется с физическими и умственными нагрузками, легче адаптируется к новым условиям, в том числе к школе, менее чувствителен к стрессу, к возбудителям детских инфекций и т.д. Обратитесь к специалистам: психологи, педагоги, логопеды, медики вполне могут помочь Вам в определении индивидуального темпа развития ребенка.

В основу системы подготовки ребенка к школе в «Лучике» положены критерии, которые с известной долей вероятности могут охарактеризовать биологический возраст ребенка. Давайте рассмотрим их более подробно.

Морфологические:

  • абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг); • пропорции тела (Филиппинский тест);
  • смена зубов.

Физиологические:

  • моторика (наличие фазы полета при беге; способность к прыжку; способность к броску); • работоспособность (усидчивость; способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут);
  • чувство времени (зависящее от скорости обменных процессов) должно приблизиться к взрослому – иначе ребенок и воспитатель живут как бы в разных измерениях.

Исходя из этих показателей, Вы можете решить готов ли Ваш ребенок к обучению в школе. Огромное значение для начала школьного обучения имеет физиологическая готовность ребенка. Физиологическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья. Оценка состояния здоровья детей при их поступлении в школу строится на многих параметрах физического развития и наличия хронических болезней. У нас в детском саду есть дети с 1, 2 и 3 группами здоровья. По статистике только 20% детей имеют первую группу здоровья, 50% детей имеют 2 группу здоровья. Т.е. это дети, склонные к инфекционным заболеваниям, которые могут развиваться на фоне переутомления и стресса. Расширяется спектр детей, имеющих основную и сопутствующую патологии. Специалисты говорят о том, что за последние 10 лет здоровье российских школьников резко ухудшилось. По мнению детского врача Леонида Рошаля, так плохо со здоровьем у российских школьников было разве, что после революции и после войны. Все начинается с того, что здоровых детей изначально рождается очень мало.

Примерно два новорожденных из десяти могут быть признаны здоровыми. Действительно, начиная с первых дней жизни, здоровье требует очень больших усилий от родителей и от докторов с тем, чтобы оздоровить ребенка. Надо сказать, что на этапе детских учреждений, детских садов это удается. И примерно 70% детей при поступлении в школу могут быть признаны условно здоровыми. Но в то же время 30% имеют функциональные отклонения. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но также и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер.

В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения и родителей на длительный срок.

Мы можем выделить основные советы родителям для развития физиологической готовности ребенка к школе:

  1. Отнеситесь серьезно к этой составляющей готовности ребенка к школе.
  2. Дайте взможность ребенку посещать спортивные кружки и секции (фитбол, гимнастика, ритмопластика).
  3. Подробно расспросите своих ведущих врачей, какие рекомендации они могут дать именно вашему ребенку в связи со школой.
  4. Сколиоз и миопия - бич современных школьников. Выполняйте упражнения для глаз.
  5. Плавайте – это укрепляет спину.
  6. Особое внимание обратите на уровень зрелости нервной системы.

Мы с дочкой выстроили такой график в течение учебного года:

  • ежегодная диспансеризация;
  • 2 раза в год (октябрь, март-апрель) 30-дневные курсы лечебной физкультуры;
  • в это же время 15-дневные курсы массажа;
  • 2 раза в неделю активные занятия плаванием с тренером по часу, после бассейна сауна и обливания холодной или прохладной водой;
  • 2 раза в неделю занятия фитболом по 30 минут;
  • 2 раза в неделю танцы по 40-45 мин;
  • Оздоровительные мероприятия в течение учебного года в системе. Они включают в себя витаминизацию, закаливание, полоскания отварами трав и морской соли, масло туи, фитотерапию, витаминные смеси, отвар шиповника и соки и т.п. Основная цель - укрепить здоровье ребенка, обеспечить отсутствие заболеваемости и утомляемости.

Конечно, такие мероприятия надо формировать под наблюдением лечащего врача и отдельных специалистов. Рассмотрите с Вашим врачом «Оздоровительную программу» для ребенка. Современные дети развиваются таким образом, что каждый из них нуждается в своем графике оздоровительных мероприятий. Обязательно используйте лето для укрепления здоровья Вашего ребенка. Ежедневное плавание, спортивные игры, велосипеды, самокаты, ролики, гимнастика на улице, походы в лес и многое, многое другое.

Еще один из важных факторов, о котором нужно обязательно сказать, - это питание. Оно должно обеспечивать нормальное течение процессов роста, физического и нервно- психического развития ребенка. Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно-приспособительных механизмов детского организма и возможному увеличению аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения. Поэтому наша цель – организация рационального питания. Дорогие родители, поверьте, громадному опыту в работе с детьми и исключите из рациона Вашего ребенка чипсы, колу, фанту, кетчуп и прочие подобные продукты. Мы постоянно сталкиваемся с проблемами у детей после такого питания в выходные дни. Лучше всего, если на завтрак у Вашего ребенка будет творог, каша или другое блюдо из детского питания, бутерброд с маслом или сыром, чай или кофе. В 11-11.45 мы даем детям сок или отвар шиповника. Обед – это салат или овощи кусочком, первое блюдо вегетарианское. На второе гарнир и мясо или рыба, птица. На ужин кисломолочные продукты, фрукты, сырники, запеканки и пр. На ужин овощи и горячее блюдо.

Пусть Ваш ребенок будет здоровым, активным и жизнерадостным.

Директор детского сада «Лучик» на Остоженке Гусева Елена Борисовна