Причины школьных трудностей ребенка

+7 (495) 120-0450

✆ с 8:30 до 20:00 ч.

Вам перезвонить?

Уважаемые родители! В сегодняшней статье мы поговорим о причинах возникновения трудностей в обучении первоклассников. Какой аспект школьных проблем мы бы ни затронули, почти всегда в той или иной степени сказывается влияние семьи, семейного «климата». Нередки случаи, когда именно семейная ситуация, дефекты семейного воспитания становятся основной причиной школьных бед. И не обязательно только в неблагополучных семьях... Внешне семья может быть даже очень хорошей, но вот ребёнку в ней живётся не очень сладко.

Дисгармония семейных отношений, как между взрослыми, так и между взрослыми и детьми – фактор, серьёзно влияющий на процесс школьной адаптации и возникновение в последующем школьных трудностей у детей.

Дело в том, что психологическое напряжение между членами семьи создаёт неблагоприятный для развития ребёнка фон, нарушает необходимые контакты, закрепляет неправильное поведение. В таких семьях родители не могут выработать единую линию поведения по отношению к ребёнку: мать наказывает, отец жалеет, и наоборот. Ребёнок очень быстро находит выгодный для себя стиль поведения, приспосабливается, выкручивается, а затем переносит этот же стиль поведения на общение со сверстниками.

Родители упрекают порой друг друга за плохое воспитание. «Твой сын опять получил двойку», - с жёстким удовлетворением выговаривает в такой семье отец. А мать не менее зло может добавить: «Он, между прочим, не только мой; сам бы и воспитывал!» И принимается такой папаша воспитывать ребёнка ремнём… Ничего, кроме озлобления, униженности, ребёнок не испытывает. Примириться с этим он не может – и начинает ненавидеть и учёбу (из-за которой страдает), и родителей…

В таких семьях нет радости, лёгкости отношений, взаимной поддержки и привязанности. Вместо этого – постоянное недовольство, напряжение, угрюмость. И дети не шумят, не смеются, не веселятся, а разряжаются в кругу сверстников злобой, агрессивностью, драками. Или замыкаются на своих горестях, превращаясь в маленьких старичков.

Бывают и такие ситуации, когда успехи детей не соответствуют притязаниям родителей. Ребёнок, по мнению родителей, «хуже всех» в классе, и вместо поддержки его отторгают эмоционально, психологически, наказывают физически. Часто родители наивно надеются, что лучший способ мобилизовать маленького ученика – страх. Они не бьют ребёнка, а всего лишь пугают: тем, что он получит двойку, его выгонят из школы, что он никем не сможет стать. А ведь это и есть психологическое битьё! Матери очень хочется, чтобы её ребёнок был отличником, а он не может – он боится матери. И этот страх парализует волю ребёнка, ослабляет его активность, уверенность в себе…

Что с этим делать? Главная трудность для родителей состоит в умении соединить требовательность с уважением к детям и сохранить при этом душевный, сердечный контакт с ними. Утрированное чувство долга, чрезмерная принципиальность и моральное давление оборачиваются страхом «быть не тем», иначе – страхом несостоятельности, а также тревожными предчувствиями возможных неудач и поражений. Тогда устранение страхов становится непростой задачей, требующей часто помощи врача-психоневролога.

Итак, что же может усугублять школьные трудности детей или приводить к их возникновению?

Непонимание. Родители не видят истинных причин трудностей, списывая всё на лень, нежелание, дурные наклонности.

Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Благие намерения родителей научить сразу всему: и музыке, и хореографии, и живописи, и иностранному языку – наталкиваются на школьные трудности как на непреодолимое препятствие, но взрослые чаще всего без боя не сдаются, а жертвами становятся их дети.

Негибкость родителей. Представьте себе семью, где властвуют строгость, требовательность, где любая оплошность вызывает всеобщее осуждение, где нет никаких поблажек, где старший всегда прав, а младший не имеет права иметь своё мнение. Так формируется забитый, безвольный, неуверенный в себе или, наоборот, озлобленный, постоянно сдерживающий протест человек. И в первом, и втором случае преодолеть возникающие трудности ему будет, скорее всего, не по силам.

Неровность отношений, непоследовательность в обращении с детьми. Чаще такое бывает в семьях, где родительское рвение проявляется время от времени. Возник воспитательный порыв – и затребованы и дневник, и тетради, устраивается головомойка, ставятся условия и даются обещания. Но проходит несколько дней… и опять ребёнок никого не интересует! У мамы свои дела и заботы, у папы – свои. «Сыт, одет, обут - и ладно, времени нет разглядывать, как он там пишет, с ошибками или без. Выучится – хорошо, не выучится – сам виноват». А у сына – задержка речевого развития, и грозит ему второй год в первом классе...

Как же нам, родителям, понять суть нашего отношения к ребёнку? Для начала сделайте одно, трудное, но и возможное, если мы сумеем вылезти из своей взрослой скорлупы: посмотрите на себя глазами ребёнка. Это поможет ему, безусловно. А, может, и вашу жизнь изменит к лучшему?

Статью подготовила зам. директора по учебной части школы «Лучик» Иванова Е.В.

список статей
к выбору темы

Ленты новостей
образовательного центра «Лучик»

Новости детского сада
на Остоженке

Создаем своими руками

2020.10.27

Новости детского сада
на Соколе

Ужасно интересно все то, что неизвестно!

2020.10.23

Новости
школы

День учителя

2020.10.05
В начало