Причины школьных трудностей ребенка

+7 (495) 120-0450

✆ с 8:30 до 20:00 ч.

Вам перезвонить?

Уважаемые родители! В сегодняшней статье мы поговорим о причинах возникновения трудностей в обучении первоклассников. Какой аспект школьных проблем мы бы ни затронули, почти всегда в той или иной степени сказывается влияние семьи, семейного «климата». Нередки случаи, когда именно семейная ситуация, дефекты семейного воспитания становятся основной причиной школьных бед. И не обязательно только в неблагополучных семьях... Внешне семья может быть даже очень хорошей, но вот ребёнку в ней живётся не очень сладко.

Дисгармония семейных отношений, как между взрослыми, так и между взрослыми и детьми – фактор, серьёзно влияющий на процесс школьной адаптации и возникновение в последующем школьных трудностей у детей.

Дело в том, что психологическое напряжение между членами семьи создаёт неблагоприятный для развития ребёнка фон, нарушает необходимые контакты, закрепляет неправильное поведение. В таких семьях родители не могут выработать единую линию поведения по отношению к ребёнку: мать наказывает, отец жалеет, и наоборот. Ребёнок очень быстро находит выгодный для себя стиль поведения, приспосабливается, выкручивается, а затем переносит этот же стиль поведения на общение со сверстниками.

Родители упрекают порой друг друга за плохое воспитание. «Твой сын опять получил двойку», - с жёстким удовлетворением выговаривает в такой семье отец. А мать не менее зло может добавить: «Он, между прочим, не только мой; сам бы и воспитывал!» И принимается такой папаша воспитывать ребёнка ремнём… Ничего, кроме озлобления, униженности, ребёнок не испытывает. Примириться с этим он не может – и начинает ненавидеть и учёбу (из-за которой страдает), и родителей…

В таких семьях нет радости, лёгкости отношений, взаимной поддержки и привязанности. Вместо этого – постоянное недовольство, напряжение, угрюмость. И дети не шумят, не смеются, не веселятся, а разряжаются в кругу сверстников злобой, агрессивностью, драками. Или замыкаются на своих горестях, превращаясь в маленьких старичков.

Бывают и такие ситуации, когда успехи детей не соответствуют притязаниям родителей. Ребёнок, по мнению родителей, «хуже всех» в классе, и вместо поддержки его отторгают эмоционально, психологически, наказывают физически. Часто родители наивно надеются, что лучший способ мобилизовать маленького ученика – страх. Они не бьют ребёнка, а всего лишь пугают: тем, что он получит двойку, его выгонят из школы, что он никем не сможет стать. А ведь это и есть психологическое битьё! Матери очень хочется, чтобы её ребёнок был отличником, а он не может – он боится матери. И этот страх парализует волю ребёнка, ослабляет его активность, уверенность в себе…

Что с этим делать? Главная трудность для родителей состоит в умении соединить требовательность с уважением к детям и сохранить при этом душевный, сердечный контакт с ними. Утрированное чувство долга, чрезмерная принципиальность и моральное давление оборачиваются страхом «быть не тем», иначе – страхом несостоятельности, а также тревожными предчувствиями возможных неудач и поражений. Тогда устранение страхов становится непростой задачей, требующей часто помощи врача-психоневролога.

Итак, что же может усугублять школьные трудности детей или приводить к их возникновению?

Непонимание. Родители не видят истинных причин трудностей, списывая всё на лень, нежелание, дурные наклонности.

Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Благие намерения родителей научить сразу всему: и музыке, и хореографии, и живописи, и иностранному языку – наталкиваются на школьные трудности как на непреодолимое препятствие, но взрослые чаще всего без боя не сдаются, а жертвами становятся их дети.

Негибкость родителей. Представьте себе семью, где властвуют строгость, требовательность, где любая оплошность вызывает всеобщее осуждение, где нет никаких поблажек, где старший всегда прав, а младший не имеет права иметь своё мнение. Так формируется забитый, безвольный, неуверенный в себе или, наоборот, озлобленный, постоянно сдерживающий протест человек. И в первом, и втором случае преодолеть возникающие трудности ему будет, скорее всего, не по силам.

Неровность отношений, непоследовательность в обращении с детьми. Чаще такое бывает в семьях, где родительское рвение проявляется время от времени. Возник воспитательный порыв – и затребованы и дневник, и тетради, устраивается головомойка, ставятся условия и даются обещания. Но проходит несколько дней… и опять ребёнок никого не интересует! У мамы свои дела и заботы, у папы – свои. «Сыт, одет, обут - и ладно, времени нет разглядывать, как он там пишет, с ошибками или без. Выучится – хорошо, не выучится – сам виноват». А у сына – задержка речевого развития, и грозит ему второй год в первом классе...

Как же нам, родителям, понять суть нашего отношения к ребёнку? Для начала сделайте одно, трудное, но и возможное, если мы сумеем вылезти из своей взрослой скорлупы: посмотрите на себя глазами ребёнка. Это поможет ему, безусловно. А, может, и вашу жизнь изменит к лучшему?

Статью подготовила зам. директора по учебной части школы «Лучик» Иванова Е.В.

список статей
к выбору темы

Ленты новостей
образовательного центра «Лучик»

Новости детского сада
на Остоженке

Занятие по пластилинографии

2020.09.16

Новости детского сада
на Соколе

Физкультура

2020.09.16

Новости
школы

Новый учебный год!

2020.09.02
В начало