Успешная социализация ребенка в детском саду

Записаться

+7 (495) 120-04-50

youtubeЯндекс Дзен

А что значит «быть счастливым» для ребенка?

Cоциализация в детском саду

Готовясь стать родителями, мы попадаем в мир приятных хлопот, среди которых, кроме неизбежных вопросов материального и бытового характера, перед нами встают и другие, как нам кажется, более значимые вопросы: «Как правильно воспитать ребенка?», «Как обезопасить его существование?», а главное - «Как сделать так, чтобы малыш был счастлив?»

А что значит «быть счастливым» для ребенка? Многие родители решают эту проблему интуитивно: «Значит быть любимым». И с этим сложно, да и не нужно спорить. «Правильные» мамы и папы стараются окружить малыша заботой, нежностью и любовью. Но рано или поздно настаёт время, когда уже решенная однажды проблема встаёт снова на нашем пути. Если раньше мы наблюдали каждый вздох и каждый шаг, опекали и контролировали, то по мере взросления своего чада родители всё менее способны влиять на его настроения и решения. Отчасти это происходит потому, что большую часть времени ребенок теперь проводит не дома, а в социальных институтах общества: в детском саду, в школе, в кружках. И вот приходит как-то домой сынишка из школы весь потрепанный с очередным синяком и на все вопросы отвечает угрюмым молчанием. Или дочка с утра устраивает сцену со слезами, отказываясь идти в детский сад, потому что с ней там никто не дружит. Вот тут и оказывается, что одной родительской любви ребенку недостаточно. Становясь членом общества, частью детского коллектива, он нуждается в полноценном общении, ему необходимо иметь друзей, единомышленников, ему важно, чтоб к его словам прислушивались. Если на первом этапе взросления любовь родителей является обязательным условием позитивного развития ребенка, то дальше куда заманчивее для него становятся признание в коллективе, самовыражение и самореализация. Что же мы можем сделать, чтобы на этом этапе наши дети не потерпели фиаско? Как обезопасить их? Как помочь?

Здесь нелегко дать правильный ответ, потому что проблема кроется в неверной постановке вопроса. Мы не можем и, как нам кажется, не должны огораживать детей от их собственного первого опыта, пусть даже негативного (конечно, это не касается критических ситуаций). Странно выглядит мама, пришедшая в школу разбираться, почему у сына нет друзей или почему дети не позвали его в поход и т. п. «Взрослые» советы и наставления тоже зачастую не решают детских проблем. Единственное, что мы можем, — это внимательно выслушать наше чадо, дать понять, что нам важно всё, с чем он или она к нам приходит, поддержать и создать благоприятные условия для того, чтоб ребенок нашел в себе силы сам решить проблему. Всё остальное нам приходится оставлять и доверять воспитателям, педагогам, учителям и классным руководителям, ведь именно они становятся «свидетелями» социализации наших детей, их первых попыток завоевать своё место в коллективе. Важно, что умение «правильно» общаться (социальная роль — «Ребенок как член коллектива») начинает формироваться уже в детском саду. Однако если ранее направлению «социализация» в дошкольной педагогике уделялось не столь большое место, то теперь многие исследователи подробно разрабатывают методики так интересующего нас раздела. Одним из таких исследователей является Гришаева Наталья Петровна — научный руководитель ОИП ЮЗАО, старший научный сотрудник ИС РАН, эксперт в области социально-психологических проблем дошкольного образования. 

Нашему детскому саду «Лучик» повезло попасть в число учреждений, работающих по технологии Натальи Петровны. С 2013 года детский сад на Остоженке стал инновационной площадкой по внедрению «Современной технологии эффективной социализации ребёнка в образовательном комплексе».

В 2013 году мы начали с того, что в распорядок дня дошкольниов старшей группы включили ещё один режимный момент — «Круг рефлексии». Обычно после полдника ребята и воспитатель закрывали шторы, включали релаксирующую музыку, собирались в кружок на ковре и, передавая из рук в руки свечу, обсуждали волнующие их события, возникшие проблемы, разрешали ссоры и разногласия. Каждый ребенок имел право высказаться, каждый должен был научиться слушать и слышать товарища, каждый имел право на своё мнение. Здесь воспитатель не хвалил и не порицал, но мог лишь тоном, голосом, мимикой дать понять, «что такое хорошо, а что такое плохо». Чаще обсуждались темы нравственности, либо насущные вопросы и проблемы, потому что ребенок может высказываться откровенно и учиться только тогда, когда тема беседы действительно волнует его. Вначале мы, несомненно, столкнулись с трудностями: некоторые не хотели ждать своей очереди, перебивали, не слушали своих товарищей; некоторые были «закрыты» и не желали посвящать остальных в свои мысли; кто-то перешёл в «открытое сопротивление» и отказывался участвовать в общих обсуждениях. Мало-помалу ситуация нормализовалась и мы стали сталкиваться с этими трудностями всё реже и реже. Умение слушать и выражать свои мысли, находить слова для того, что происходит внутри тебя, умение сопереживать, поддерживать, решать проблему, а не становиться её заложником, — вот к чему хотели мы прийти, ежедневно собирая ребят в кружок.

Ещё один нетрадиционный метод коррекции социальных навыков — проведение Проблемных ситуаций. Это искусственно смоделированные в детском саду ситуации, требующие определенного морально-нравственного поведения детей. Например, ситуация «Воспитатель заболел», когда ребята видят плохое самочувствие педагога и должны откликнуться на эту проблему «и сердцем, и делом». Или ситуация «Бабушка потерялась», когда старушка приходит в детский сад и не может найти своего внука, ей тяжело стоять, хочется попить и она совсем не знает, как ей поступить. После проведения Проблемной ситуации проводится Круг рефлексии, дети отвечают на вопросы: «Что произошло?», «Что делал ты?», «Что ты чувствовал?», «Что сделаешь ты, если это произойдет ещё раз?» В данном случае мы преследуем цели морально-нравственного развития.

В 2014-15 годах, кроме Кругов рефлексии и Проблемных ситуаций, в «Лучике» активно стали проводиться Клубные часы. В течение одного часа дети всех групп могут свободно перемещаться по всему детскому саду, в помещениях которого на это время открываются «клубы» — своего рода мастер-классы на самые разные темы.

Так наши ребята попробовали делать печенье, стирать, мастерить украшения к празднику, сажать растения и многое другое.

Естественно, вводится набор правил поведения (ходить спокойно, говорить спокойно, не отнимать игрушки, возвращать игрушки на место после игры и др.), нарушение которых приводит к удалению с клубного часа (ребенок возвращается к себе в группу). После Клубного часа ребята собираются на ковре на Круг рефлексии. Они рассказывают, в каких «клубах» были, что понравилось, где и почему они, может, не успели побывать и как поступят в следующий раз. Нужно сказать, что ребята с нетерпением ждут каждого Клубного часа и часто спрашивают, когда будет следующий. Цель проведения этих мероприятий — научить детей планировать, правильно распределять своё время, контролировать своё поведение, — одним словом, разитие саморегуляции. 

Проблема успешной социализации всегда будет актуальна, потому что от этого зависит, какими вырастут наши дети, будут ли они успешны, счастливы, добры, какие люди будут их окружать, смогут ли они справиться с возникшими трудностями. Задумайтесь о том, что приобретение социальных навыков и формирование морально-нравственных ценностей начинается уже сейчас, пока вы на работе, а ваш ребенок в детском саду.

Несомненно, социализация как освоение социальных ролей не может происходить вне коллектива, но это не значит, что родители полностью изолированы от протекания этого важного процесса.

Во-первых, семья — это тоже социальный институт. Развиваясь, ребенок впитывает всё, что происходит вокруг него; проигрывая социальные роли «мама/папа», «брат/сестра» и т.п., он зачастую воспроизводит поведение членов его семьи. Так эти первые игры становятся его первым опытом; реакции, поведение принимаются как норма и далее переходят в сферу бессознательного. Постарайтесь помнить о том, что в данный момент Вы — авторитет и пример для вашего ребенка, что для него важно всё, что вы скажете и сделаете.

Во-вторых, родители косвенно могут принимать участие в социализации их детей и в других социальных институтах. Так, например, после проведения в детском саду «Лучик» Проблемных ситуаций, Клубных часов, важных Рефлексивных кругов, длительных сюжетно-ролевых игр было бы неплохо, если дома малыш мог поделиться своими впечатлениями со своей семьёй: рассказать, что его взволновало, что понравилось, а что, может быть, расстроило. Здесь родителям важно внимательно выслушать своего ребенка, обсудить волнующие его темы. Если у него возникают какие-либо сложности, попытайтесь вместе понять причину и придумать возможные выходы из ситуации. Главное — не ругать и не читать наставлений, это скорее только отдалит от вас ваше чадо, чем заставит прислушаться к советам. Лучше дать понять ребенку, что его проблемы очень важны для вас, что вы разделяете его чувства (поробуйте назвать их и описать), и тогда, скорее всего, решение проблемы придёт само собой без советов взрослых.

Будьте рядом, не забудьте поинтересоваться у малыша, как он провел свой очередной день в саду, выслушайте и постарайтесь понять — эти малости станут важным шагом к успешной социализации вашего ребенка. 

Автор: Багаева Елена Вячеславовна
Воспитатель подготовительной группы детского сада на Остоженке.