Как научить детей знакомиться?

Записаться

+7 (495) 120-04-50

youtubeЯндекс Дзен

Первые уроки дружбы

Научить детей знакомиться

Человек - существо социальное. Мы живем в обществе и от умения взаимодействовать с людьми во многом зависит успешное существование личности.

Ключевая задача родителей будущих первоклассников - подготовить ребенка к взаимодействию с массой незнакомых людей, а также найти друзей в абсолютно новой обстановке. О том, как это правильно сделать, поговорим в нашей статье.

Во-первых, проанализируем поведение ребенка "на людях", ведь ребенок дома и ребенок в другом месте - иногда два совершенно разных человека. Вспоминаем визиты в незнакомые места - если чадо быстрее вас говорит "Здравствуйте!" и широко улыбается - то можете дальше эту статью не читать.

В противоположном случае - сразу вспоминаем, почему так происходит. Возможно, он застенчив, и привык, что за него все говорят взрослые; может, он просто незнаком с правилами вежливости и это большая педагогическая ошибка родителей. Если приветствие все же имеется, а улыбка не всегда - чаще напоминайте своему ребенку, что "дружба начинается с улыбки!" и начинайте тренировки незамедлительно. Алгоритм - зашел, улыбнулся, поздоровался, - должен быть обязательно отработан вами, если вы заинтересованы в успешной социализации ребенка.

Во-вторых, будущему первокласснику необходимо знать о себе и уметь рассказать некоторую обязательную информацию, такую как, фамилия, имя, возраст, дата рождения, увлечения, и т.д. Эту информацию ребенок также должен уметь "выуживать" из своих потенциальных друзей, потому что она необходима для установления дружеских отношений с одноклассниками. И опять - тренировка, но уже навыка ведения беседы. Вопросы, которые могут быть заданы ребенку и которые он может задать другому человеку, должны быть тоже усвоены в виде небольшого алгоритма, причем отрабатывать навык надо до такой степени, чтобы даже нежелание другого ребенка общаться не ставило вашего "интервьюера" в тупик: "Не хочешь - ну и ладно, это не потому, что я плохой, просто у тебя настроение не очень сегодня, попробую как-нибудь потом!"

В-третьих, вспомните, что попадая в незнакомое место, мы чаще всего ищем что-то знакомое в предметах обстановки, лицах людей - это позволяет нам комфортней себя чувствовать. Создайте ребенку знакомый "якорь" в новом месте - любой человек, взрослый или ребенок, с которым ваше чадо уже будет знакомо в момент прихода в школу. Если вы не посещали группу дошкольной подготовки в школе, в которую будет ходить ребенок, то последние несколько недель (или месяцев) перед школой по возможности совершайте прогулки на школьном дворе. Это позволит вашему ребенку познакомиться пусть не с будущими одноклассниками, а с соседями по другим параллелям, что также положительно повлияет на его успешную коммуникацию и добавит ему несколько бонусов при общении с одноклассниками, потому что мальчик из второго класса или девочка из пятого будут с ним общаться на переменах, что не пройдет незамеченным.

В-четвертых, - коррекция ожиданий от школы. Чаще всего расстройства по поводу начала школьной жизни возникают у детей потому, что они нарисовали себе образ "радостного путешествия, где всегда хорошее настроение". На практике, сами понимаете, одни разочарования - он не в центре внимания, он большую часть времени должен находиться в неподвижности, поговорить на уроке нельзя, в столовую по расписанию и т.д. А если к этому еще добавить коммуникативные трудности - все, стресс обеспечен. Нарисовать правильный образ школьной жизни можно с помощью фильмов, вашего личного опыта. Живите с ребенком последние месяцы перед школой по расписанию, в котором обязательно будет место занятиям - читайте, рисуйте, пойте и т.д.

Посмотрите ваш школьный фотоальбом и расскажите о друзьях, с которыми вы общались в школе. Такой подход поможет вашему ребенку настроиться на позитивный лад, и он с нетерпением будет ждать, когда такие же истории случатся с ним.

Для того, чтобы правильно сориентировать ребенка в организации его общения, родители не должны решать его проблемы, а просто быть в курсе его дел. Интересоваться, как дела, как прошел день, с кем он сегодня играл, шутил, кто как себя вел. Причем спрашивать надо не от случая к случаю, а в системе, и во время беседы проявлять неподдельный интерес. Иначе ежедневное общение превратиться в некую «обязаловку» с краткими ответами: нормально, супер и т.д. Затем, в зависимости от ситуации, можете посоветовать, как действовать в том или ином случае. Если общение с одноклассниками не состоялось, потому что ребенок ожидал, что его позовут - посоветуйте, что можно сделать в следующий раз. Если произошел конфликт - аккуратно выясните причину и разберите ситуацию, лучше со всех сторон ("Как бы ты поступил на месте одноклассника? Почему?").

В-пятых, привлекайте значимых взрослых. Кто на данный момент самый авторитетный взрослый в жизни ребенка? - Правильно, учитель. Теснее познакомьтесь с классным руководителем, активнее участвуйте в жизни класса. Если ребенок проблемный - попросите у учителя помощи, пусть посадит ваше чадо с самым активным и дружелюбным одноклассником, хотя бы на время.

В-шестых, демонстрируйте на личном примере значение дружбы в жизни человека. Говорите вашему ребенку, что крепкая дружба - ценность для человека любого возраста. Научите вашего ребенка сочувствию и вниманию, справедливости, честности, щедрости, ведь дружба - это "не только брать, но еще больше отдавать другим". Обязательно еще раз посмотрите вместе со своим ребенком мультфильмы "Просто так", "Приключения Лунтика", "Цветик-семицветик", "Приключения Фунтика", "Птичка Тари", "Золотая антилопа" и многие другие. Разбирайте каждый конкретный пример, как исследователи-психологи.

Чаще приглашайте новых знакомых ребенка на праздники и просто в гости. Ребенок будет счастлив, а вы сможете приглядывать за ним и ближе познакомиться с его потенциальными друзьями. Если вы думаете, что кто-то не подходит для вашего ребенка, как друг, мягко поговорите с ребенком, дайте ему подумать и самому принять решение.

В-седьмых, психологи убедительно доказали, что у ребенка, который считает родителей своими друзьями, нет проблем с возникновением новых дружеских контактов. Не теряйте доверительные отношения с любимым чадом, всегда будьте готовы его выслушать и поддержать, и вы обязательно увидите, как ваш ребенок становится более дружелюбным и в его жизни появляются настоящие друзья. Успехов вам!

Статью подготовила Губанова Елена Владимировна
Научный руководитель школы «Лучик», кандидат педагогических наук, почётный работник высшего профессионального образования, профессор кафедры экономики образования МИОО, эксперт МЦФР и Форум Медиа, руководитель высшей квалификационной категории.