Если мы тратим на этой мучительные годы в попытке наконец свободно заговорить, то у ребенка на это уходит меньше времени и сил. Более того, взрослым очень сложно избавиться от акцента, в то время как ребенок, если с ним заниматься с ранних пор, может приобрести произношение носителя любого языка без особых усилий. Малыши с легкостью воспринимают все даже самые сложные грамматические конструкции и обороты. Быстро запоминают слова, выражения и интонации. Весь процесс изучения языка в таком возрасте проходит самым что ни на есть естественным образом, а от того и результаты всегда просто поразительны.
Безусловно, будущее детей - нашей все. И осознание того, что английский язык намного упростит жизнь ребенка в дальнейшем, является ключевым звеном для родителей, которые решаются приобщать свое любимое чадо к языкам. Но ни ребенку, ни, тем более, малышу, и дела нет до всех этих будущих привилегий. Осознанность приходит со временем, а осознанность в потребности английского языка так и вовсе приходит ближе к поступлению в институт или колледж. В таком случае язык учится в ускоренном режиме и очень сумбурно. Результаты не всегда удовлетворительные, а вот сил на это уходит огромное количество. Чтобы избежать подобной ситуации, важно усвоить одну простую истину: мотивация - вот что движет всеми нами. Если мы заинтересованы и нам интересно, мы будем продолжать заниматься и двигаться вперед. С детьми этот принцип работает также неукоснительно. К сожалению, не всем родителем удается грамотно подступиться к урокам английского и пробудить в ребенке интерес.
Сегодня мы разберем две наиболее важные темы:
- Что мы делаем не так? (самые распространенные ошибки родителей, которые пытаются замотивировать ребенка к изучению английского языка)
- Так как все же заинтересовать малыша и увлечь его английским языком? (практические советы)
1. Что мы делаем не так?
Плохой преподаватель
Одна из самых распространенных ошибок - это недовольство школьным или детсадовским учителем английского языка. Критикуя педагога в присутствие ребенка, вы формируете его взгляд не только непосредственно к учителю, но также и к языку в целом. Будьте осторожны высказывая свое мнение и выражая недовольство. Здесь важно понимать, что исключительная критика без предложения альтернативных вариантов и дополнительной мотивации, напрочь убьет в ребенке желание учить этот предмет в дальнейшем.
Важность английского
Никто не будет спорить с тем, что на сегодняшний день английский нужен всем и везде. Безусловно, знание языка - это окно в светлое будущее, но детям и дела нет, что через 20 лет с английским языком у них будет и зарплата выше и возможностей больше, поэтому на данном этапе важно правильно расставить приоритеты, который важны именно малышу. Не стоит говорить о том, что он сможет работать в престижной компании и много путешествовать. Может ребенку сейчас это вообще не интересно. Попробуйте найти что-то, что могло быть ему интересно именно сейчас. К примеру, можно рассказать ребенку о том, как здорово было бы понимать английские мультики и фильмы. Ходить в кинотеатр и смотреть их в оригинале. Можно было бы завести друзей из разных концов мира и узнавать новые места и культуры. Спросите у малыша, что ему интересно, чем ему нравится заниматься и попробуйте это привязать к английскому языку.
Не нагнетайте
Очень часто родители усугубляют ситуацию такими фразами, как: "будешь плохо учиться, не поступишь в университет", "не будешь заниматься английским, так и останешься ни с чем". Во-первых, опять же, не разговаривайте с ребенком о будущем, лучше сконцентрируйтесь на интересах, которые он проявляет сейчас. Во-вторых, негативные эмоции - не самый эффективный способ замотивировать малыша. Даже если у него не получается, наступает лень или нежелание, проявите терпение и в любом случае не забывайте хвалить ребенка. Даже если он плохо справляется с заданиями или отказывается заниматься, поинтересуйтесь почему ему тяжело, что не нравится, может он нервничает или ему некомфортно во время уроков. Только своевременная, грамотная и регулярная "подпитка" интереса к языку даст свои результаты.
2. Так как все же заинтересовать малыша и увлечь его английским языком?
- Мультики, песни, фильмы, сказки, стихи.
Если вы думаете, что просмотр мультиков на английском языке - бессмысленная трата времени, т.к ребенок ничего не понимая просто уткнется в экран, то вы глубоко заблуждаетесь. В этом возрасте у малышей очень хорошо развита языковая интуиция. Большинство англоязычных обучающих мультиков специально разработаны таким образом, что звуковой и анимационный ряд максимально связаны друг с другом, потому ребенок с легкостью догадывается не только о чем идет речь, но и что означают отдельные слова и выражения. Через какое-то время вы с удивлением сможете заметить, как он начнет повторять какие-то слова главных героев и т.д. Почти по такому же принципу работают и песни, но их лучше комбинировать с движениями, танцами (желательно описывающими происходящее в песне). Как песни, так и стихи лучше разыгрывать вживую или на куклах, так ребенок быстрее запоминает и получает больше удовольствия.
- Учите вместе новые слова и фразы.
Если вы хотите приобщать ребенка к английскому языку с раннего детства, придется окружать его английским не только во время песен и занятий с преподавателем. По возможности постарайтесь периодически акцентировать его внимание на каких-то новых словах и выражениях, которые могут подходить под контекст вашего обычного дня. К примеру, предметы обихода (стол, зубная щетка, молоко, печенье, телефон) и различные распространенные выражения (Let’s go! - пойдем! Do you want (a cake)? - Хочешь (пирожное)? That’s great! - Как здорово!) можно использовать в диалоге с ребенком на повседневной основе. Обязательно используйте контекст и наглядные образы, чтобы малышу было легче запоминать.
- Читайте вместе книги или слушайте их.
Если ребенок уже знает отдельные слова, можно начинать читать с ним небольшие сказки или слушать аудио книги. Есть как совсем простые, так и более сложные. Вы обязательно сможете подобрать именно те, которые будут интересны именно вашему малышу. Простые сюжеты в книгах для детей помогают легче понять о чем речь, а картинки упрощают восприятие сюжетной линии.
Играйте со своим ребенком
Что, как не игры, увлекает детей? То, что можно изучать язык играя - это не новость. Постарайтесь регулярно уделять малышу время и играть с ним в игры. Этот способ изучения работает с детьми безотказно и является одним из самых мощных способов повысить мотивацию и интерес малыша. Вот несколько игр, которые можно взять на вооружение:
1. Карточки
Карточки, вообще, по своей сути очень универсальны. С ними можно придумать огромное множество различных увлекательных игры. В первую очередь не забывайте о том, что словарные карточки (картинка + слово+перевод) не обязательно покупать, их можно сделать вместе с малышом. Что касается игр, вот некоторые из них:
"Съедобное - не съедобное". Допустим вы вытаскиваете карточку с мячом и говорите: I can eat a ball. Тогда малыш должен сказать NO!
Пантомима: Кто-то вытаскивает карточку со словом и пытается ее показать, а второй угадывает.
Покажи мне:Вы называете слово, а малыш должен указать на соответствующую карточку.
Да-Нет: Например, вы показываете ребенку карточку с тигром, а затем говорите, что это бегемот. Тогда малыш должен сказать Yes или No.
Что пропало?: Разложите несколько карточек, а когда ребенок закроет глаза, уберите 1-2 карточки. Пусть малыш отгадает, что пропало.
2. Волшебный мешок
В мешок можно положить несколько вещей или игрушек, а ребенок должен на ощупь отгадать, что же там спрятано. Либо он может просто доставать предметы, а затем их называть.
3. Let’s do it!
Эта игра помогает быстрее запомнить глаголы. Выполняйте с малышом какое-то действие и в процессе проговаривайте, что вы делаете.
Пример: - Let’s fly! (давай полетаем!)
- Wow! We are flying (Вау, мы летим!)
Приучайте своего ребенка к английскому языку с раннего детства, но делайте это грамотно и обязательно в удовольствие. Тогда и вы будете спокойны за будущее своего ребенка, и он вам потом обязательно скажет спасибо.
Статью подготовила Рахматулина К. (ОАНО "ОЦ "Лучик").