Дорогие родители! Бабушки и дедушки! Сегодня мы поговорим с Вами о детских страхах, их причинах и преодолениях.
Не надо боятся страхов, не надо паниковать поэтому поводу, просто надо знать, что есть страх, какому возрасту он более или менее присущ.
Итак, начнем по порядку.
Страх - это одна из базовых человеческих эмоций, сигнализация состояния опасности, зависящая от многих внешних и внутренних факторов. У страха есть свои плюсы и минусы, но один из самых главных плюсов - чем чаще человек преодолевает свои страхи - тем он более адаптирован к внешней среде.
Что такое страхи?
Страхи - нормальное для детской психики явление, часто многие из них проходят со временем, и во взрослом состоянии вызывают лишь улыбку.
В психологии существует понятие возраста страха, характерное для определенного этапа развития и отражающее знание детей об окружающем мире. Страхи появляются вместе с познавательной деятельностью ребенка, когда ребенок подрастает и начинает много знать о мире. То есть, если вас смелый малыш начал чего-то бояться, самое главное - он взрослеет!
Если систематизировать все детские страхи, то "ТОП" выглядит следующим образом:
- Страх одиночества;
- Боязнь темноты;
- Ночные страхи;
- Боязнь потерять родителей;
- Клаустрофобия;
- Боязнь сказочных персонажей;
- Страхи, связанные со стихиями: огонь, глубина, громкий звук и др.;
- Боязнь родительского наказания;
- Боязнь животных.
Существует ряд причин развития у детей этих страхов.
Например, ребенок может стать свидетелем или участником определенной ситуации, которая и вызвала сильный испуг (авария, агрессивное поведение животного, сломанный лифт). Однако не у каждого ребенка в результате перенесенного испытания разовьется страх - все зависит от устойчивости психики, уровня возбуждения, эмоционального фона.
Источником страха может быть богатая детская фантазия: малыш придумывает чудовищ и монстров, которые оживают в его сознании, особенно в темное время суток. Виновниками подобных фантазий чаще всего бывает телевизор.
Для многих родителей - это спорная тема. Но если мы попытаемся проанализировать все, что пугает нас, взрослых, то приходим к выводу, что все это мы уже где-то видели. Затем логично встает вопрос - где видели? - и всплывает ответ - в телевизоре... Поэтому, дорогие родители, телевизор и компьютер - это важные элементы формирования страха у нашего подрастающего поколения, потому что не всегда удается фильтровать то, что смотрят наши дети, в том числе, и в наше отсутствие.
Также в развитие страха ребенка большой вклад вносит эмоциональная обстановка в семье. Для ребенка "родители" и "безопасность" - это почти синонимы, поэтому часто дети считают себя причиной внутренних конфликтов в семье, что повышает их возбудимость и приводит к серьезным и глубоким страхам. Зачастую мы сами провоцируем детей на неосознанную тревогу и в случае какой-либо опасности ребенок боится не самой ситуации, а "воплей" родителей по этому вопросу: "Смотри, упадешь! Не лезь куда не просят! Откуда у тебя руки растут! Будешь себя плохо вести - отдам милиционеру, бабайке и т.д.".
Детские страхи нормальны. От того, как на них отреагируют родители, зависит, будут исчезать или они останутся.
Как же помочь собственному ребенку? Для начала уясним, что мы боимся неизведанного и непонятного. Поэтому, чем больше вокруг вашего ребенка будет знакомых ему вещей - тем он будет смелее и адаптивнее. Затем настраиваемся на достаточно продолжительную работу, потому что период прохождения страха - штука сугубо индивидуальная, может занять долгое время.
Для начала необходимо выяснить, чего же он на самом деле боится. Затем в доверительном разговоре ОБЯЗАТЕЛЬНО сообщите ребенку, что вы тоже в детстве чего-то (а лучше того же самого) боялись, что это нормальная реакция любого человека, но так как она мешает ему - надо с ней разобраться.
Если это громкий звук - выясните, кто его издает, какие еще звуки есть в природе? Можно даже записать разные звуки на диктофон вместе с ребенком - тихие, громкие, пронзительные... Прослушав их вместе, вы решите, что это не так уж и страшно.
Если это какой-то страшный образ - визуализируйте его. Нарисуйте, слепите, словом - изобразите в действительности то, чего боится малыш. Обязательно поинтересуйтесь, зачем ему глазки, ушки, сколько у него ног, как кричит, какого цвета у него хвост и т.д. Затем, получив описание страшилы, предложите ребенку подумать, что страшиле может понравиться, что может не понравиться, когда он спит, есть ли у него детки-страшилки... Словом, надо сделать образ страшилы знакомым. Затем можно страшилу отнести в его дом, или поселить в другом месте или отправить в путешествие - словом, надо удалить страшилу из комнаты ребенка, но так, чтобы это была логичная история. Спустя некоторое время можете передать ребенку конфетку и сказать, что это страшила прислал по почте и что ему очень понравилось на новом месте, что он нашел там друзей.
Если ребенок боится незнакомого места или незнакомых людей - подержите его некоторое время за руку, возьмите на колени, - минут через 15-20 он сам пойдет туда, где ему интереснее, не торопите его, дайте ему привыкнуть.
Если ребенок боится темноты - чаще играйте с ним в прятки. Пусть эта игра станет у вас любимой, затем игру надо переносить на более темное время суток, затем потихоньку выключать свет - но все на положительном настрое. Если видите - ребенок боится и не хочет - не форсируйте события, через денька два он сам попросит вас с ним поиграть, потому что это интересно.
Используйте любую возможность попутешествовать вместе с ребенком - лес, луг, речка, рыбалка, поход - любое из этих мероприятий способствует снятию эмоционального напряжения благодаря воздействию природы и обогащает интеллектуально-познавательную сферу ребенка, уменьшая количество страхов.
Если справиться самостоятельно с тревожащей вас ситуацией не удается - не стесняйтесь обращаться к специалистам, психологам, неврологам, психиатрам. Помочь в самом начале развития фобии проще, чем устранять уже запущенный случай.
В заключении хочется добавить, что если в семье благоприятный психологический фон и ребенок на 100% уверен, что его любят - для него тема страха становится неактуальной, потому что он знает - что все в этой жизни решаемо и ему обязательно помогут. И не стоит опасаться, что ребенок вырастет "маменькиным сынком" - вы не решаете за него проблемы, он делает все сам, вы лишь подсказываете, как лучше сделать, потому что у него еще нет такого социального опыта, который есть у вас. Это дает возможность вырастить психологически здоровую и уверенную в себе личность.
Удачи Вам, дорогие родители!
А чтобы удача Вам способствовала – ознакомьтесь со следующей литературой:
1. Захаров А.И. «Дневные и ночные страхи у детей» - Изд-во «Союз», СПб, 2000.
2. Алла Спиваковская «Психотерапия: игра, детство, семья» / Том 2 – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
3. Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика» - Москва-Воронеж, 2000.
Статью подготовила Губанова Елена Владимировна
Научный руководитель школы «Лучик», кандидат педагогических наук, почётный работник высшего профессионального образования, профессор кафедры экономики образования МИОО, эксперт МЦФЭР и Форум Медиа, руководитель высшей квалификационной категории.