Современные родители стараются заполнить детскую комнату всевозможными развивающими играми: пазлами, рамками Монтессори, кубиками Зайцева, шнуровками и мозаиками. Но всегда ли мы задаем себе вопрос: как правильно их использовать?
Прежде всего, необходимо правильно подойти к выбору игры. Выбор будет зависеть от возраста малыша, его интересов или способностей, которые мы хотим в нем развить.
Принцип выбора игр
Так, различные игры, направленные на развитие мелкой моторики (шнуровки, мозаики, «пазлы», конструкторы) способствуют развитию речи. Психологи установили, что тонкая работа руки стимулирует зону речи в коре головного мозга, и ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой руки практически не нуждается в помощи логопеда, так как начинает разговаривать уже с правильной артикуляцией.
А развитию представлений о геометрических фигурах, буквах и цифрах, строении предметов способствуют всевозможные рамки и вкладыши из дерева, пластмассы, картона и пеноплена.
А вот игры, знакомые нам с детства, - кубики с картинками, из которых можно собрать персонажей сказок, цветы, овощи или фрукты помогают малышу видеть детали, находить закономерности, знакомят с понятиями общего и частного.
Широкое распространение нашли развивающие игры, разработанные по методикам выдающихся педагогов-новаторов: Марии Монтессори, Глена Домана, Б.П. Никитина, Н.А. Зайцева и Елены Даниловой.
На идеях Марии Монтессори основаны рамки и вкладыши «Больше-меньше», которые представляют собой небольшие деревянные подставки с изображением пяти однородных предметов (телефончики, яблочки, цыплята, собачки), последовательно уменьшающихся. Задача малыша – вставить рисунки в рамки, подбирая их по размеру на глаз или методом проб и ошибок. Такие игры способствуют развитию глазомера, мелкой моторики, знакомит с понятием величины.
Никитинские «Дроби» и «Сложи квадрат» представляют собой набор деревянных подставок с расположенными на них двенадцатью кругами или квадратами соответственно. Один из них целый, а остальные поделены на части (от двух до двенадцати). Эти игры дают представления о дроби как части целого, о цвете, размере и форме, развивают мелкую моторику.
«Кубики Зайцева» - не просто кубики, это звучащие, разные по размерам и цветам кубики со всеми складами русского языка, позволяющие ребенку с трех лет без труда научиться читать с первых же занятий.
А для самых маленьких – разноцветные, мягкие игры Лены Даниловой. Это «умные» игрушки, которые помогают малышу в процессе игры познакомиться с такими понятиями, как цвет, размер, форма, множество, научится обобщать и конкретизировать, анализировать и синтезировать. И Ваша кроха даже не будет догадываться, что выполняет такие сложные действия.
Считается, что развивающая игра обязательно должна быть организована взрослым и проходить под его чутким руководством. Однако наибольшую пользу приносят именно те игры, которые возникают по инициативе ребенка. Разместите игры так, чтобы они постоянно находились в поле зрения малыша. Тогда он сам сможет попросить Вас поиграть с ним. Возможно, малыш захочет играть иначе, чем предлагаете ему Вы, и не так, как написано в книжке. Не бойтесь отступить от заранее продуманного плана. Ведь именно активное, творческое участие ребенка принесет максимум пользы. Выслушайте все предложения крохи. Почаще хвалите малыша за его достижения, пусть даже за самые незначительные. Только тогда игра станет для него настоящим удовольствием.
Статью подготовила Заведующая Центром раннего развития «Лучик» в г. Мытищи Малиновская Оксана Станиславовна.