Никто сегодня - ни дети, ни взрослые, не могут, да-да, не могут жить без него!
Интернет - источник опасности, особенно для детей!!! И никто, кроме вас, дорогие родители, не приучит безопасному и правильному поведению детей!
Поэтому задача нашей статьи – рассмотреть актуальные вопросы по формированию культуры работы во всемирной паутине.
Уважаемые взрослые – мамы и папы, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры! Ваша главная задача по отношению к вашим детям на полном доверии, состоит в формировании культуры пребывания во всемирной паутине: научить осмысленно и разумно пользоваться интернетом.
Для чего придется всем вместе потрудиться и определить правила, которых будут придерживаться все, и вы - родители, и ваш ребенок.
Что необходимо учесть, чтобы составить правила общие для всех?
Во-первых, объясните своему ребенку, чем полезен интернет.
Изучите вместе со своим ребенком, какие есть сайты, программы (оф-лайн, он-лайн) для учебы, развития, развлечений.
Во-вторых, проявляйте интерес к тому, чем «живет» ребенок в сети.
Интересуйтесь (периодически) у своего ребенка, на какие сайты он заходит, с какой целью, чем он (они) помогли или помогают ему в подготовке к урокам, занятиям, в поиске дополнительного материала, и т.п.
Не оставляйте без внимания и программы, уважаемые родители, которыми пользуется Ваш ребенок:
- поинтересуйтесь, как они работают, насколько полезны;
- проверьте вместе, не «тянут» ли эти программы за собой ненужные файлы, ссылки.
Помните, что интерес ваш должен быть ненавязчивым, неподдельным, а настоящим, основанным на принципе взаимного доверия, потому что дети это очень чувствуют.
В-третьих, научите ребенка работать:
- - в социальных сетях (помните, вы должны знать, в каких зарегистрирован, как зарегистрирован, какие посещает, зачем посещает и т.п.),
- - на чужом гаджете (акцентируйте внимание, чтобы ребенок выходил из своего аккаунта, очищал историю посещений и т.п., какие могут быть последствия, если не выходить из аккаунта),
- - со съемными носителями (флешками, СD и др.) и дисками, облаками.
В-четвертых, расскажите, чем опасен интернет, и, какие действия должен совершить ваш ребенок в случае проявления признаков опасности.
Ваш ребенок должен:
- знать, что посещение непроверенных / незнакомых (сомнительных) сайтов может привести к «поимке» вредоносных программ / вирусов, а также незапланированное скачивание «вредных» файлов, программ;
- понимать, что не стоит заводить доверительные отношения в виртуальном пространстве (через переписку на личную почту, общение в социальных сетях и др.) с незнакомыми и малознакомыми людьми, а тем более – обмениваться личной информацией, выполнять какие-либо их просьбы, поручения.
На конкретных примерах, с учетом возраста вашего ребенка, объясните, что ни под каким предлогом нельзя встречаться с незнакомцем / незнакомкой из виртуального пространства, при этом акцентируйте внимание на возможных последствиях. При этом применяйте грамотные доводы, методы убеждения – ни в коем случае не давите, не кричите, не угрожайте! Эти меры воздействия, как правило, имеют обратный эффект.
Еще одна опасность - вроде бы безобидная, но может повлечь материальные / финансовые затраты – осуществление интернет-покупок. Чтобы такого не произошло в вашем случае, проговорите об этом с ребенком, устраните доступ к банковским картам, к паролю. Заведите правило - посещать интернет-магазин «всей семьей»!
Узнайте, не ведет ли ваш ребенок блог. Поскольку для современного поколения – это своего рода «дневник»! И, лишенный жизненного опыта, ваше чадо может позволить себе выложить в сеть излишне личную информацию. Поэтому ваш ребенок должен знать, что вы заглядываете на его страничку, проверяете адекватность информации – текста, фотографий и т.п. Совместно сделайте подборку «правильных» блогов, чтобы ваш сын или дочь могли ориентироваться и развиваться.
В-пятых, расскажите ребенку о «цифровой гигиене». При этом сами ее соблюдайте! Помните, чтобы вы не говорили, ни делали - только личный пример, поступки смогут быть образцом для повторений.
В-шестых, приучите себя ежедневно проводить аудит действий, деятельности и т.п. вашего ребенка в сети интернет как на персональном компьютере, так и в телефоне. Это, как правило, должно выглядеть не контроль-контроль, а общение, минуточка внимания к тому, чем и как живет ваше чадо в другом мире - мире всемирной паутины. И тогда, в случае непредвиденных ситуаций, вы будете уверены, он, в первую очередь, обратиться к вам, и вы вместе сможете принять правильное решение, избежать чего-то страшного. Потому что ваш ребенок поймет, что вы ему не только родитель, а друг, единомышленник, и делаете все, чтобы он был защищен.
Статью подготовила Губанова Елена Владимировна
Научный руководитель школы «Лучик», кандидат педагогических наук, почётный работник высшего профессионального образования, профессор кафедры экономики образования МИОО, эксперт МЦФР и Форум Медиа, руководитель высшей квалификационной категории.