И, как правило, от постановки такого «диагноза» родителями и начинается «разворачиваться» кампания по определению ребенка в школы, классы, кружки согласно поставленного «диагноза». Но, согласитесь, часто, принимаемые таким образом решения родителями не всегда оправданы, может быть поспешны, и, как следствие, могут привести к конфликтамсо своими детьми, протестам и (или) сопротивлениям детей, что совсем вам не кстати – потому приводят или могут привести к снижению успеваемости, снижению мотивации к обучению, потере, угасанию интереса к учебе, мероприятиям и т.п.
Что нужно сделать, вам, уважаемые родители, чтобы все было правильно и грамотно сделано, чтобы вы и ваш ребенок не ошиблись с направлением обучения, с развитием тех черт и качеств, приобретение тех знаний, умений и навыков, чтобы действительно понять – что, да, мой ребёнок – ТЕХНАРЬ, да, мой ребёнок – ГУМАНИТАРИЙ!
Для начала рассмотрим, кто же такие технари, кто же такие – гуманитарии.
Итак, гуманитарий - это тот, кто склонен к гуманитарным наукам, гуманитарным областям знания, а технарь - это человек, который знает и любит технику.
Итак, родители, давайте посмотрим, какие вам необходимо сделать шаги, чтобы определить, кто ваш ребенок – ТЕХНАРЬ или ГУМАНИТАРИЙ? Вот некоторые из них.
Про предметы...
Уважаемые родители, независимо от того, стоите вы и ваш ребенок перед выбором, посещаете ли уже пропедевтические предметы и (или) курсы, обучаетесь уже в профильном классе, то возьмите за правило: систематически наблюдайте за своим ребенком (если нет напрямую такой возможности, то каждый вечер уделяйте этому внимание, общаясь с ним):
- по каким учебным предметам получает лучшие отметки, имеет высокие оценки от учителей;
- какие учебные предметы старается ни под каким предлогом не пропускать и, наоборот;
- какие учебные предметы выполняет с интересом, быстро и правильно или с минимальными ошибками;
- с каких учебных предметов начинает выполнение домашних заданий - с гуманитарных или технических;
- какие задания и какой направленности вызывают больший интерес к выполнению;
- по каким предметам и какой направленности просит купить книги, читает истории, очерки, рисует картинки и т.п.
Поверьте, все это поможет вам и вашему ребенку сориентироваться в правильности выбранного направления обучения.
Про внеурочные занятия, дополнительное образование.
Как вы знаете, сегодня школа предлагает вашим детям большой спектр занятий, причем отличных по форме проведения, по содержанию как в рамках освоения основной образовательной программы (речь ведем о внеурочной деятельности), так и вне ее – в рамках дополнительного образования: кружки, секции, экскурсии, клубы по интересам и т.д.
Поэтому помогите своему ребенку выбрать то, что он хочет, что ему по «душе»: не пугайтесь сами и не пугайте, не ругайте, не говорите, что «он не справится», «не потянет» и т.д., если выберет больше, чем вы ожидали. Пусть сам сделает выбор, и не страшно, что это будет сделано «методом проб и ошибок» примет или попытается принять самостоятельно решение.
Однако, дорогие родители, держите на контроле повышение интересаи его угасание, старайтесь выяснять причины, того или другого процесса, а также не забывайте про нагрузку своего ребенка.
Про олимпиады, конкурсы...
Узнайте в школе, какие и по каким учебным предметам, для какого возраста проводятся олимпиады и организуются конкурсы, кто информирует о них ваших детей, кто помогает подготовиться к этим мероприятиям, где или у кого можете вы получить информацию.
Проговорите с классным руководителем, какой шанс есть у вашего ребенка в участии, может ли быть получен результат, по каким направлениям – гуманитарным или техническим, какие дополнительные усилия необходимо предпринять вашему ребенку, чем и как вы можете ему помочь, чтобы обеспечить не только участие, но и возможную победу.
Дорогие родители, принимайте активную позицию по участию ваших детей в олимпиадах, конкурсах.
Про мероприятия по профессиональной и предпрофессиональной подготовке, выбору профиля.
Уважаемые родители, помните, что вы должны знать всё, всё, что связано с предпрофессиональной и профессиональной подготовкой вашего ребенка. Поэтому вам надо четко знать и понимать следующее.
1. Что предлагает школа, в которой учится ваш ребенок.
Как правило, все мероприятия по всем направлениям (гуманитарным, техническим и т.п.), планируется школой на учебный год (смотрите план работы школы); отражаются в основной образовательной программе соответствующего уровня общего образования; размещаются на сайте вашей школы.
2. Какие школа предлагает курсы по выбору, какие проводит предпрофессиональные и профессиональные пробы.
Курсы по выбору, предпрофессиональные и профессиональные пробы школа, как правило, организует через работу психолога с детьми, приглашенных специалистов из центров занятости, а также организуемые игры, квесты и др.
3. Какое школа предлагает профориентационное тестирование.
Школа с целью выявления профессиональных предпочтений, расширения спектра дополнительных услуг, формирования профильных классов проводят профориентационное тестирование (онлайн, офлайн), например, по методике Е.А. Климова, методике профессионального самоопределения Дж. Голланда и др.
4. В каких городских проектах принимает участие ваша школа.
В городе Москве реализуются следующие городские проекты:Инженерный класс в московской школе; Московская электронная школа; Медицинский класс в московской школе; Курчатовский проект в московской школе; Академический (научно-технологический) класс в московской школе; Субботы московского школьника; Профессиональное мастерство; Олимпиады; Кружок от чемпиона; Математическая вертикаль; Учебный день в музее; Урок в Москве; Больше, чем урок!; Юбилейный урок.
5. Какие профили обучения могут быть.
При выборе профиля вашим ребенком учтите, что школа может вам предложить, например, следующие профили обучения:
Технологический - ориентирует на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности (предметы для углубленного изучения: математика: алгебра и начало математического анализа; геометрия; информатика; физика).
Естественно-научный ориентирует на медицину, биотехнологию и т.п. области (предметы для углубленного изучения: математика: алгебра и начало математического анализа; геометрия; химия; биология).
Гуманитарный - ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и т. д. (предметы для углубленного изучения: иностранный язык; история; право).
Социально-экономический - ориентирует на профессии, которые связаны с социальной сферой, финансами и экономикой, обработкой информации, на сферы деятельности: управление, предпринимательство, работа с финансами и т. д. (предметы для углубленного изучения: математика: алгебра и начало математического анализа, геометрия; география; экономика).
Вместе с детьми.
Уважаемые родители, не ограничивайтесь мероприятиями для своих детей только школьными, а вместе с детьми:
- познакомьтесь с новыми профессиями;
- запланируйте посещения, например, в Кидзанию: в этом парке можно попробовать 100+ профессий и получить ребенку полезные знания, ценный опыт, яркие впечатления и возможность быть самостоятельными.
И в заключении...
Уважаемые родители, не надо насильственно прививать любовь к тому, что нравится или нравилось вам, что вами было в детстве – юности не реализовано, что ваше решение – единственно верное и т.п.
Уважайте выбор вашего ребенка! Принимайте и понимайте, что это жизнь вашего ребенка, его будущее; от успешности вашего ребенка будет зависеть и ваше будущее. Поэтому приложите максимального терпенья, совместных усилий, чтобы правильно понять – кто ваш ребенок: ГУМАНИТАРИЙ или ТЕХНАРЬ.
Удачи вам и вашему ребенку!
Статью подготовила Губанова Елена Владимировна
Научный руководитель школы «Лучик», кандидат педагогических наук, почётный работник высшего профессионального образования, профессор кафедры экономики образования МИОО, эксперт МЦФР и Форум Медиа, руководитель высшей квалификационной категории.