Мы выбираем, нас выбирают…

Записаться

+7 (495) 120-04-50

youtubeЯндекс Дзен

Люди выбирают профессию, а профессия выбирает людей

Мы выбираем, нас выбирают

В древности считали, что некоторые люди от рождения являются любимцами богини Фортуны: что бы они не делали, все у них получается превосходно. Сейчас нам ясно, что каким бы одаренным ни был человек, все-таки одни дела удаются ему лучше, а другие - хуже. Это особенно важно понимать в тот период, когда молодые люди принимают решение о том, чем им заниматься в жизни.

В своих мечтах каждый человек видит себя преуспевающим, состоявшимся и счастливым. Собственный образ в будущем однажды начинает, так или иначе, включать в себя профессиональную жизнь. Кто-то хочет стать крупным бизнесменом, кто-то – известным актером, а другой мечтает получить Нобелевскую премию.

При выборе профессии важно не ошибиться, потому что действительно не только мы выбираем её, но и она нас. Можно закончить самое престижное учебное заведение и иметь блестящий карьерный старт, который обеспечат связи. Но ничто, кроме природных дарований, квалификации и труда не сделает человека профессионалом, которого будут уважать за то, что он человек своего дела.

Будущая профессия часто становится мечтой. Если не ребенка, то его родителей. Мечта, особенно состоявшаяся, конечно, приближает человека к счастью. Но вот вопрос: о чем и почему мы мечтаем? Один греческий философ сказал: «Людям не стало бы лучше, если бы исполнились все их желания». Определенно ответить, прав ли он, невозможно. Но часто это оказывается правдой в отношении выбора профессии. И это касается как родительских, так и юношеских мечтаний.

Выбор профессии для ребенка – дело неоднозначное, так как хорошо, когда человек сам выбирает свою судьбу. Но часто случается, что родители не доверяют ребенку или ему самому проблема выбора кажется слишком сложной.

Если родители выбирают профессию для ребенка, то часто руководствуются следующими мотивами:

  • престижность профессии в современном обществе;
  • возможность в будущем без метаний обеспечивать себе достойный уровень жизни;
  • желание передать кому-то свое дело (конечно, лучше собственному ребенку);
  • желание видеть ребенка более успешным, чем сами родители;
  • стремление исполнить свои несостоявшиеся юношеские мечты;
  • реальность и доступность образования (в соответствии со своими представлениями о способностях сына или дочери);
  • тревогой за судьбу ребенка (поэтому стремятся «подстелить соломку» в виде запасного варианта учебного заведения, если не поступит).

Все эти соображения, безусловно, являются очень значимыми. Никак нельзя игнорировать такие вещи. Но все-таки это не самое важное. Ни одно из этих преимуществ не сделает так, чтобы профессия ответила вашему сыну или дочери взаимностью в выборе. Для того чтобы шанс на взаимность был достаточно велик, в этой ситуации должен самую весомую роль играть сам будущий профессионал.

Но дети тоже часто руководствуются не совсем удачными мотивами. Если ребенок выбирает себе профессию сам, то он часто ориентируется на:

  • свои романтические представления о профессии, почерпнутые из кино и художественной литературы;
  • профессиональные предпочтения родителей или других значимых взрослых (причем это могут быть как реальные профессии, так и те, о которых эти взрослые только мечтали);
  • семейные традиции (в семье существует целая династия профессионалов в одной и той же области);
  • свои негативные чувства, в том числе страхи (боязнь ответственности, неуспеха, трудностей при обучении; неприязнь к людям, которая перенеслась на их профессию; отдельные неприятные ситуации, которые были связаны с определенной деятельностью и т.д.);
  • престиж профессии, как во взрослом мире, так и среди сверстников;
  • информация о профессиях, которая транслируется СМИ (нередко это иллюзорные представления и о содержании этой работы, и о процессе обучения);
  • свои предпочтения в школьных предметах (а это, в том числе, связано не с тем, что нравится/не нравится дело, а тем какие отношения сложились с учителем).

Ошибки в выборе подростков обычно связаны с недостатком информации и опыта. Раз нет своего, то, конечно, стоит пользоваться чужим. Главное при этом собрать сведения из многих источников, а на некоторые вещи взглянуть поближе. И основные вопросы, которые нужно себе задавать: «Каких качеств потребует от меня эта работа и есть ли они у меня?», «Сколько усилий мне придется затратить на то, чтобы добиться успеха?», «С какими людьми мне придется работать вместе и для кого?», «Кому нужна эта профессия?», «Что на самом деле мне придется делать на работе каждый день, какие есть варианты?». Даже если не на все вопросы удалось внятно себе ответить – не беда. Вы получите очень много важной для вас информации. Если большая часть её вас устраивает, то можно считать выбор подтвержденным. Профессий без трудностей и недостатков не бывает, главное, чтобы эти испытания были вам по силам.

Иногда получается так, что срок подошел, а выбор сделать так и не смогли. В этом случае часто поступают так:

  • идут учиться туда же, куда школьные друзья;
  • выбирают учебное заведение поближе к дому;
  • опираются на помощь знакомых (куда помогают поступить, туда и отправляются);
  • выбирают самое модное;
  • выбирают наиболее доступное по уровню нагрузки;
  • предоставляют выбор учителю или специалисту в области профориентации.

И в этих случаях нельзя сказать, что в решении задействованы незначимые факторы. И это, безусловно, очень важно. Но, выслушав все советы и пообщавшись с товарищами, важно все-таки всерьез примерить на себя будущее занятие. Почитайте материалы в Интернете об этой профессии, изучите информацию на сайтах учебных заведений, просмотрите профессиональные сайты и форумы. Выясните, где и как в конкретной области вы сможете строить свою карьеру.

Сколько бы советов вы не получили от самых компетентных лиц: учителей, опытных знакомых, специалистов в области профориентации, – последнее слово всегда остается за тем, кто будет обучаться выбранной профессии и работать в ней. Самая большая ошибка, которую может совершить будущий специалист – безынициативность. Важно, пусть пройдя через некоторые мучения, сделать осознанный выбор. Пусть он также может оказаться небезупречным, и в этом случае можно ошибиться. Но усилия точно не пропадут даром. В этом случае вместо непонятного чувства неудовлетворенности у молодого человека будет понимание ситуации. Всегда можно проанализировать свои ожидания и сравнить их с реальной ситуацией.

А ещё важно помнить, что в учении, как правило, тяжело. Поэтому не стоит бросать начатое раньше, чем вы убедитесь, что не устраивает вас действительно сама профессия, а не трудности на пути к её освоению.

Психолог школы «Лучик» Владимирская Анна Борисовна