В сегодняшнем мире экзамены сдают не только выпускники старших классов, но и подростки и даже младшие школьники. И с каждым годом значимость этих экзаменов, в том числе субъективных, становится выше. И, как известно, практически никто не умеет сдавать экзамены, потому что этому специально не учат! Однако, соответствующие психологические навыки не только полезны, но и очень нужны: поскольку обеспечивают успешность их сдачи, позволяют более спокойно, адекватно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мышления, способность мобилизовать себя в критической ситуации, владеть своими эмоциями и т.д. Подробнее об этом мы расскажем в данной статье.
Наступают экзамены...
Итак, как это ни банально звучит, но подготовку к экзаменам необходимо начать с организации места для занятий: убрать все, что может или будет отвлекать, удобно расположить необходимые учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и другие необходимые вещи. Психологи считают, что введение в свой интерьер желтого и фиолетового цветов, которые способствуют повышению интеллектуальной активности. Нет необходимости полностью менять интерьер - для активизации мышления необходимо лишь несколько цветовых панно. Оборудование места для подготовки к экзаменам помогает настроиться на серьезный лад и внутренне сосредоточиться. Каждый раз, видя место подготовки, ребенок будет сосредоточеннее.
Начиная готовиться к экзаменам, полезно составить алгоритм своих действий (план). Затем с помощью несложных тестов и наблюдений необходимо определить хронотип своего ребенка - «сова» или «жаворонок», поскольку внутренние биологические ритмы определяют его активность в различное время суток, и от этого будет зависеть в какое время (утреннее или вечернее) лучше его загрузить.
При планировании нужно четко определить, что и когда именно будет изучаться. Например, темы 1, 2 - освоить в сентябре, или в 1-2 неделю апреля и т.д. Это позволит спрогнозировать освоение всех тем по предмету и скорректировать подготовку, если необходим повтор или углубление материала. Закончить изучение предмета нужно за несколько дней до предполагаемого экзамена, так как обязательно нужно время для повторения.
Не забывайте, что начинать изучение материала в любом разделе необходимо с самого сложного, с того раздела, который заведомо ваше чадо знает хуже. Но бывает и так, что ребенок ничего не хочет, в голову ничего не идет, то есть - "не в настроении". В этом случае полезно начать, напротив, с того, что он знает лучше, с того материала, который кажется ему наиболее интересным и приятным. Возможно, постепенно пробудится интерес и дело пойдет.
Не забываем обязательно организовать деятельность последовательно - работа и отдых: например 30-40 минут занимаемся, 10-15 минут «передышки». В это время можно прогуляться, или заняться небольшими домашними делами: помыть посуду, полить цветы, или сделать зарядку.
При подготовке к ЕГЭ ребенок не должен думать, что ему надо прочитать и запомнить весь учебник, он должен понимать, что материал нужно понять и периодически его повторять. Прочитав вопрос, сначала необходимо вспомнить и обязательно кратко записать все, что он знает по этому вопросу, и лишь затем проверить себя по учебнику. При подготовке с помощью школьных учебников необходимо обращать особое внимание на заголовки глав или параграфов, на правила и выделенный текст. Проверить знание дат, основных фактов. Потом еще раз необходимо внимательно прочитать весь материал и внести необходимые корректировочные записи в свой первоначальный ответ. Обязательно ли делать записи? - чаще да. При проведении письменной работы материал структурируется в голове и информация переписывается из кратковременной в долговременную память.
Важно осуществлять контроль в конце каждого дня - как материал усвоен. Для этого можно снова кратко записать планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день. Это полезно еще и потому, что записи планов легко использовать при кратком повторении материала.
Лучше все записи по конкретному вопросу вести на отдельных листках - просматривая их количество, невольно проникаешься уважением к объему пройденного материала.
Расширенные ответы на вопросы - например, сочинение-размышление на заданную тему, или любой практический вопрос части С можно рассказать любому, кто хочет слушать. Очень хорошо записать свой видео-ответ, а затем проанализировать себя со стороны.
Если в какой-то момент подготовки к экзаменам ребенку начинает казаться, что невозможно все знать, и он никогда не сможет запомнить все, что необходимо, не спешите впадать в совместную депрессию, подумайте о том, сколько по этому предмету он уже знает, посмотрите на свой первоначальный план и убедитесь, что вы в графике. Если вы отклонились от первоначального плана - его просто нужно немного уплотнить.
Самое главное, никогда не надо стараться выучить весь учебник наизусть, поэтому нужно отбросить все отрицательные эмоции и сосредоточить внимание на ключевых идеях.
При подготовке ребенка к экзамену никогда не говорите ему о возможности провала, в противном случае отрицательные мысли просто позволят ничего не делать или делать все спустя рукава (зачем, если все равно ничего не будет хорошего).
Но вам, как взрослому и ответственному человеку, всегда нужно иметь наготове несколько запасных вариантов на случай неудачи - может не хватить баллов, или конкурс окажется выше. Никогда не делайте ставку на один вариант ВУЗа - страхуйтесь всегда. Это поможет вам психологически помочь своему ребенку в трудный момент.
За несколько дней до экзамена обязательно нужно "проиграть" в уме ситуацию экзамена, представить себе во всех деталях обстановку, свои ответы. Очень хорошо, когда в школах проходят постоянные "репетиции" экзаменов, в идеале ваш ребенок должен посетить их все. Чем чаще проверочное тестирование - тем меньше неожиданностей на настоящем ЕГЭ.
Нет - шпаргалкам и гаджетам-помогалкам! Это четкая установка должна быть у ребенка обязательно. Нет никакой необходимости подвергать себя дополнительному риску удаления с экзамена - правила ужесточаются с каждым годом. Лучше сразу тренироваться без надежды на помощь - требования к собственной подготовке становятся у ребенка выше. Очень много времени на экзамене тратится на поиск подсказки, время - слишком большая драгоценность, чтобы его так бездарно растрачивать.
За 2-3 дня до экзамена просто повторите с ребенком все планы ответов. Не повторяйте их по порядку, лучше сделайте это в произвольном порядке. Если при прочитывании плана темы ваш ребенок четко представляет себе весь материал - значит тема усвоена полностью, если испытывает затруднение - необходимо еще раз разобраться.
Если ваше чадо очень боится, попробуйте прием, называемый "доведение до абсурда". Представьте вместе все самые страшные, немыслимые подробности провала и ужасающие последствия. Это предельное усиление страха обычно приводит к парадоксальной реакции: вместо того, чтобы впасть в невроз - человек приходит к мысли, что все не так уж и страшно.
Не верьте утверждениям, что для подготовки к экзамену не хватает одной ночи - это ерунда! Помните, что в день перед экзаменом не должно быть напряженний. Вы со своим ребенком сделали все для успешной сдачи экзамена - нужно хорошенько выспаться, прогуляться и не повредит умеренная физическая нагрузка. Экзамен - стресс, борьба, в которой ваш ребенок должен уметь постоять за себя! Вы справитесь! Удачи Вам и Вашим детям!
Статью подготовила Губанова Елена Владимировна
Научный руководитель школы «Лучик», кандидат педагогических наук, почётный работник высшего профессионального образования, профессор кафедры экономики образования МИОО, эксперт МЦФЭР и Форум Медиа, руководитель высшей квалификационной категории.