Кризисы взросления - модная тема в современном обществе.
О них так много говорят, что иногда кажется, что все развитие человека – непрерывный кризис. Часто это понятие используют в качестве универсальной причины проблем, возникающих в разные периоды жизни. Кризисами оправдывают все и все объясняют. Понятие «трудный возраст», которое когда-то относилось к подростковому периоду, теперь распространилось и на другие. Трудный возраст начинается с рождения, потом 1 год, потом 3 года, затем подготовка к школе и 1 класс. О пресловутом подростковом периоде можно и не говорить, границы его определяются по-разному, нужно учесть и индивидуальные вариации развития. В общем, он часто длится от 12 до 16 лет. А за ним сразу наступает кризис 17-18 лет. «Трудными» объявляются и «взрослые» возрасты: говорят о кризисах четверти жизни (24-26 лет), тридцати лет (28-35 лет), середины жизни (40-45 лет) и так далее. Таким образом, понятие кризиса растворяется и теряет смысл. В чем же на самом деле сущность кризисов развития, откуда они берутся? Расскажем вкратце об этом прежде, чем приступить к описанию юношеского кризиса, которому посвящена наша статья.
Взросление - удивительный и таинственный процесс. В человеке скрыты невидимые силы роста и развития, стремление жить, совершенствуясь. Эти силы роста иногда поражают воображение. Например, процесс освоения языка маленькими детьми. Взрослые люди хорошо понимают, как трудно освоить такую систему как язык. Но младенцы впитывают его легко, буквально с молоком матери. Их восприимчивость творит чудеса. Но, по прошествии времени, это уже отнюдь не легко сделать. Для каждой вещи наступает свой возраст, скрытые силы роста толкают человека (не только ребенка, но и взрослого) на решение соответствующих моменту задач. Большая часть жизни наполнена тем, что человек спокойно накапливает и перерабатывает опыт. Это периоды, не лишенные своих трудностей, но их нельзя назвать кризисными. Кризисы возникают тогда, когда взросление ставит перед человеком совершенно новые задачи, без которых дальнейший рост невозможен, а опыта в их решении у человека совсем нет. Яркий пример – изменение жизни ребенка при поступлении в школу. Перемены происходят во всем: в режиме дня, в содержании повседневных занятий, в отношениях с взрослыми и сверстниками, в уровне требований к ребенку.
Примерно такие же по масштабу изменения происходят и при окончании школы.
Кризис наступает в тот момент, когда рост приводит к появлению новых запросов и потребностей, а средств для их удовлетворения нет. Все старые умения и навыки служили решению задач прежнего возраста. Для нового периода они никак не актуальны, старые средства становятся неизбежно устаревшими, просто неподходящими. В этот момент нужно учиться совершено иначе смотреть на вещи, действовать и мыслить. Попытка задержаться в прошлом приводит к неадекватности. Кризис – это переходный период между старым, привычным и новым, которое ещё совсем не освоено, это скачок от одного этапа жизни к другому. Тяжело и длительно кризис протекает тогда, когда человеку не удается освоить средства для решения актуальных задач или когда не решены задачи прежнего возраста.
В 17-18 лет наступает последний кризис детского возраста, сущность которого собственно и состоит в том, что человек перестает быть ребенком. Задачи, с которыми сталкиваются юноши – вполне взрослые. Они требуют множества умений. В том числе, принимать решения самостоятельно, действовать уверенно, полностью самому отвечать за последствия своих поступков и т. д. В этот период часто происходит серьезная перестройка самовосприятия, системы ценностей, отношений с людьми. Юношей еще достаточно сильно волнуют проблемы подросткового периода: отражение в глазах сверстников, вопросы взаимоотношений, право на автономию от старших и т.д. Но социальные и личностные процессы жизни юноши предполагают не столько саму по себе отделенность от взрослых, сколько разумную самостоятельную деятельность и определение своего места во взрослом мире.
Часто в этот момент сложившаяся самооценка внезапно начинает казаться неадекватной, юноша чувствует себя несостоятельным, несмотря на то, что ничего страшного не случилось. Повышается тревожность и мнительность, внезапно хочется снова стать маленьким. Для юношей частой формой психологической защиты становится регрессия – возвращение к детству. Родители замечают, что будущий абитуриент, только что прилежно готовящийся к ЕГЭ и поступлению в ВУЗ, начинает вести себя по-детски, забрасывает занятия, даже капризничает. Этот факт легче воспринять нормально, если помнить, что так юноша спасается от эмоционального перенапряжения. Если к этим детским проявлениям относиться со спокойной иронией, это не позволит регрессивным проявлениям закрепиться в качестве устойчивого сценария поведения.
У многих юношей в этот период появляются различные страхи, многие из них как бы всплывают из детства – страх темноты, одиночества, различные формы социофобий. Сюда еще прибавляются страхи перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в ВУЗ, у молодых людей - перед армией. Высокая тревожность и выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций или обострению психосоматических заболеваний. Даже если выпускник не проявляет тревожности, и все складывается удачно, резкая смена среды и образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с другими людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Лучший вид помощи ребенку в этот период – доверие и обмен опытом на равных.
Основные неизбежные проявления юношеского возраста: перестройка самовосприятия и системы ценностей, осознание себя отдельной личностью и, как следствие, неизбежное отделение от родителей. На последний факт родители часто реагируют очень болезненно и из-за этого ведут себя неразумно.
Одно дело просто обсуждать возможные выборы ребенка, пусть даже они не схожи с вашими. Поначалу это кажется допустимым. Другое дело – видеть, как это происходит на практике. Часто появляется ощущение, что свобода выбора напрасно была предоставлена ребенку, он ещё слишком неопытен и явно ошибается. Соблазн вмешаться может привести либо к авторитарности, если родитель ему поддается, либо к полному самоустранению, если хватает воли удерживаться. Ни одна из таких форм поведения не приведет к положительным результатам. Чаще всего в этих случаях у обеих сторон исчезает готовность конструктивно общаться. В некоторых случаях тотальный контроль родителей окончательно ломает волю юноши, делает его зависимым и беспомощным. Успешной родительская позиция будет в том случае, если вам удалось сформировать новый тон общения – на равных, сохранить готовность к полному принятию его ошибок или неожиданных для вас шагов. Нужно позволить ему почувствовать себя взрослым, ответственным и самостоятельным.
Два главных родительских страха: неуспешность ребенка и расставание с ним – обычно мешают воспринимать юношу в качестве отдельного человека. Часто приходится слышать комментарии: «Он делает не то. Нам это не подходит. Нужно слушать родителей, пока нет жизненного опыта». А откуда появится жизненный опыт, если не давать свободы действовать и ошибаться? Другой страх звучит так: «Он вырос и мы ему больше не нужны. Ему интересен кто угодно – только не родители». А как повернуться к родителям лицом, если они не видят в тебе взрослого человека, которым тебе уже пора становиться, которым ты уже стал?
Если вы находите в себе следы подобных переживаний, постарайтесь осознать их полностью. После этого стоит отринуть неуверенность в себе или в ребенке и поверить в него. Только такая позиция позволит вам строить на новом, взрослом уровне ваш диалог. Попробуйте говорить на равных с вашим выросшим ребенком. Вы убедитесь, что ребенок может быть ценен не только как объект вашей любви, заботы и воспитательных усилий, но и как друг.