Как сохранить учебную мотивацию подростка?

Записаться

+7 (495) 120-04-50

youtubeЯндекс Дзен

Для начала давайте разберемся в терминологии: мотивация

Как сохранить учебную мотивацию подростков

Мы уже говорили об интересных особенностях подросткового возраста, о проблемах, которые часто встречаются у родителей взрослеющих детей и о тех возможностях, которые мы не должны упускать, воспитывая ребенка-подростка. Сегодня мы затронем тему учебной мотивации, разберем причины ее снижения и определим порядок действий для изменения ситуации в лучшую сторону.

Для начала давайте разберемся в терминологии. Мотивация - это побуждение и сам механизм человеческой деятельности, которые тесно связаны с удовлетворением потребностей человека.

Позволим себе напомнить основы физиологии - любое новое удавшееся действие ведет за собой гормональный всплеск, обеспечивая нас ощущением радости. Здесь важны две составляющие - действие и удовлетворение потребности, то есть физиологически мы любим учиться, - конечно, каждый в своем ритме, с разной эффективностью, и разным результатом. То есть любой ребенок способен учиться с удовольствием, и наша первоочередная родительская задача - обеспечить ему все условия для этого. Если мы этого не наблюдаем, и чадо забыло дорогу в школу или «домашку» делает из-под палки – значит, мы, взрослые, что-то упустили и где-то недоработали.

С чего же начинается проблема снижения мотивации у подростков? Ваш ребенок перестал учиться, и это случилось не сегодня и не вчера, причин может быть большое количество.

Первое. В подростковом возрасте усиливается интерес к сверстникам как к социальной группе в целом, имеющей существенный авторитет. Ребенок, не занявший свою «экологическую» нишу в классе, может начать искать признание везде, кроме школы.

Второе. Интерес ребенка-подростка становится больше поисковым, чем фактологическим, как было раньше. Подростка интересует информация, углубляющая одну или несколько определенных тем и часто выходящая за рамки школьной программы, которая становится неинтересной и скучной.

Третье. Подростки не осознают реальную ценность знаний, так как не представляют, что может им пригодиться в дальнейшей жизни.

Четвертое и самое главное – соотношение уровня самооценки ребенка с его реальными достижениями. Если они примерно одинаковы – то все благополучно, в противоположном случае может возникнуть внутренний конфликт, часто переходящий во внешний.

С чего начнем? С беседы. С доверительной, качественной дружеской беседы с собственным ребенком. Вот примерный перечень вопросов, на которые желательно получить ответы (если часть ответов вам уже известна, это прекрасно, но неплохо еще раз это обсудить, так как ситуация может измениться незаметно для вас):

  • Комфортно ли ему в школе? На каких уроках он чувствует себя не очень? (важно очертить перечень западающих предметов, не может быть, чтобы везде все было плохо);
  • Как относятся к нему учителя, одноклассники? (изучаем ближайший социум);
  • По каким предметам ему нравится выполнять домашнее задание, какие он не делает вовсе и почему? (это отсылает нас к первой части беседы, обычно предметы совпадают);
  • Каково его отношение к сложившейся ситуации, чем она отличается от ситуации год назад, и, самое главное, что вам предпринять, чтобы ее изменить?

Если в ходе беседы вы понимаете, что проблема в незнании определенного предмета, то не нужно сразу искать репетитора и хвататься за кошелек. Чаще всего одно непонятое слово или пропущенная тема ведет за собой нежелание узнавать что-то дальше. Устройте «охоту на непонятки», вам вместе это под силу. Начните с самого начала, откройте учебник на первой странице, пройдите вместе весь предметный путь и вы поймете, в чем проблема (для этого не нужно быть дипломированным педагогом).

Если нежелание связано с личностью учителя – не нужно радикальных мер, договоритесь о встрече с педагогом (обязательно скажите об этом ребенку), в беседе с педагогом обозначьте возникшую проблему, попросите помощи, договоритесь о привлечении вашего ребенка к любой внеурочной деятельности, которую ведет учитель. Таким образом вы не только сблизите ребенка и педагога, но и привнесете практическую составляющую в изучение предмета, так как большинство внеурочки носит профессионально-ориентационный характер. Дополнительная деятельность позволит ребенку завести новые знакомства или проявить себя в кругу одноклассников с неожиданной стороны.

Если вы наблюдаете устойчивый интерес ребенка к чему-либо, то попробуйте на эту основу наложить все остальные неинтересные школьные предметы. Вместе подумайте, какой стимул для успешного окончания года был бы эффективен, и выстройте вокруг него всю систему мотивов.

Например, ребенок очень интересуется современными танцами. Выясните, где проходит самый известный на данный момент фестиваль или конкурс, решите, в каком из них он хотел бы поучаствовать - пусть он светит большой целью впереди, в конце года. Все остальное – этапы к достижению цели. Знание биологии и химии позволит составить грамотную программу тренировок, физика и математика придадут танцу гармоничность и эффективность, русский язык и литература позволят составить грамотную самопрезентацию, а иностранный – завязать новые знакомства...

Преломляя любой предмет под детский интерес, мы даем возможность подростку почувствовать значимость, важность и нужность образования, учим его брать ответственность за свои действия и преодолевать препятствия.

Если у вас есть такая возможность - то предложите ему поработать. Причем у него должна возникнуть в голове разница в разных «весовых категориях» умственного и физического труда. Покажите значимость и ценность интеллектуального труда, ведь даже тренер в фитнес-клубе должен быть специалистом в области физики, химии и биологии, а уж по-английски говорить как по-русски, если он хочет приобрести популярность и хорошо зарабатывать.

Таким образом, поддерживая интересы ребенка, рекламируя интеллектуальный труд и интересуясь всеми происходящими у него в жизни изменениями, вы создадите все условия для увеличения мотивации подростка на обучение, и результат не заставит себя долго ждать! Успехов Вам!

Статью подготовила Губанова Елена Владимировна
Научный руководитель школы «Лучик», кандидат педагогических наук, почётный работник высшего профессионального образования, профессор кафедры экономики образования МИОО, эксперт МЦФР и Форум Медиа, руководитель высшей квалификационной категории.