(из опыта работы частного детского сада «Лучик»)
История детского сада «Лучик» на Остоженке началась в 1988 году. Это был первый частный детский сад в СССР, созданный в форме кооператива. У истоков создания «Лучика» стояла Н.П. Гришаева, и именно благодаря её инициативе в воспитательно-образовательный процесс сразу вошли элементы Технологии Эффективной Социализации. Первые клубные часы (тогда ещё в новинку) проводились именно в «Лучике».
С тех пор прошло немало лет, но идеи, заложенные в те годы, по сей день остаются актуальными. Сегодня в нашем детском саду используются практически все технологии эффективной социализации, и они органично вплетаются в жизнь детей.
Центр Москвы — это пространство постоянного движения. Детский сад «Лучик» находится именно здесь, и это накладывает отпечаток на стиль жизни нашего сада.
Состав детей меняется очень часто. К началу учебного года группа может обновиться почти на 70%. Это требует гибкости от педагогов и особого внимания к адаптации детей.
Интеллектуальное развитие всегда в приоритете. Родители наших воспитанников, как правило, занимают активные и заметные позиции в обществе. Они заботятся о будущем своих детей и видят их продолжателями своего дела. Отсюда повышенное внимание к раннему обучению. Многие ребята посещают до трёх дополнительных занятий в день. Поэтому, когда в расписании детского сада родители видят «Клубный час», «Мастерские», «Круг», то нередко спрашивают: «Не будут ли эти формы социализации мешать интеллектуальному развитию моего ребёнка?»
Этот вопрос и стал для нас отправной точкой для исследования. Мы начали его сразу в трёх направлениях и изучили ситуацию с трёх сторон:
Глазами наблюдателей (воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда): в течение года внимательно отслеживали развитие детей старших и подготовительных групп, оценивая их успехи по ключевым социальным навыкам: умение планировать свою деятельность, умение следовать инструкциям, умение доводить дело до конца, умение работать в команде, уверенность в публичных выступлениях, проявление инициативы.
1. За учебный год социальный навык «умение планировать свою деятельность» увеличился на 35%. Как мы этого достигли? Следуя технологии эффективной социализации, мы включили в расписание детского сада «Клубный час». Это не просто игра или развлечение, это возможность для ребёнка попробовать себя в роли организатора: придумать шаги, действовать по плану, оценить результат. Завершается всё «Кругом», где дети делятся чувствами и опытом.
Например, на одном из Клубных часов дети строили «город будущего» из большого конструктора. Сначала у каждого был свой замысел, но постепенно ребята соединили идеи: дороги, дома, парк. В конце обсуждения один мальчик по имени Саша сказал: «Я понял, что если не договориться, то город будет разваливаться».
Такой социальный навык, как умение планировать свою деятельность, помогает быстрее достичь цели, и, как результат, возникает чувство контроля над ситуацией и спокойствие. Правильно спланированные действия ведут к увеличению свободного времени, что очень важно во взрослой жизни для формирования баланса между работой и отдыхом.
2. Невероятные результаты мы увидели при формировании социального навыка «умение следовать инструкциям». В начале года уверенно выполняли инструкции 38% детей. К концу года — 82%.
Как известно, на данный момент существует семь типов «Клубных часов». Один из них — «квест». Вовремя квеста дети начинают осознавать, что инструкция — не абстрактный приказ, а ключ к победе, к спасению героя или успеху команды.
Например, во время квеста «Поиски космического робота» дети получили маршрутные карты — последовательность заданий. Целью квеста было не только правильно пройти по маршруту, но и в каждой локации без помощи взрослого разобраться, что надо делать. Перед квестом всем капитанам сказали, что подсказки находятся на локациях. На кругу после Квеста дети делились своими чувствами, и одна девочка-капитан сказала: «У нашей команды все получилось, потому что мы внимательно слушали, что нам сказали вначале, и не торопились во время маршрута».
Квесты действительно научили наших детей внимательно слушать, поэтому на занятиях повысилась эффективность обучения. То, на что раньше уходило 15 минут, теперь стало занимать.
Например, при заполнении рабочих тетрадей по математике педагогу к концу года не надо было повторять задание больше одного раза. А во время олимпиадных работ именно «умение слушать инструкцию» позволило 95% детей подготовительной группы занять 1 место.
3. При формировании социального навыка «доведение дела до конца» нам очень помогает технология «Мастерские». Совместное творчество с реальным, осязаемым, социально значимым результатом учит детей доводить начатое до конца и гордиться своим результатом. Мы тоже гордимся нашими результатами. Показатель с 50% в начале года вырос до 87% в конце. Данный навык повышает самооценку детей. Ведь если ты умеешь довести начатое дело до конца, то с тобой хотят быть в одной команде, дружить, так как чувствуют твою надежность и целеустремленность.
4. Ещё один очень важный социальный навык — «умение работать в команде». Данный навык помогает детям разрешать конфликты, учит обсуждать, договариваться. Командная работа учит брать ответственность за общее дело, учит детей слышать друг друга, распределять роли и искать общее решение.
Благодаря Клубным часам, таким как «Большая игра», «Квесты», данное умение выросло с 42% до 90%. А как же этот навык влияет на интеллектуальное развитие? Все очень просто: если дети привыкают прислушиваться к мнению других, доверяют друг другу, то им не страшно указывать на ошибки других, предлагать нестандартные решения проблем. Именно в таких обсуждениях появляются новые идеи, развиваются новые компетенции.
5. «Уверенность ребёнка во время публичных выступлений» тоже является одним из основных социальных навыков, влияющих на интеллектуальное развитие ребёнка и на его успешное обучение в школе. Ведь во время публичных выступлений или ответов у доски человек начинает максимально использовать возможности своего интеллекта. Например, если ребёнок что-то забыл из приготовленного материала, то во время ответа ему необходимо вспомнить план ответа и сформулировать свои мысли так, чтобы не потерялся смысл выступления. Данный навык чаще всего формируется на занятиях по развитию речи, где дети составляют рассказы по картинкам или им дается задание закончить высказывание.
Проанализировав сформированность данного навыка в начале года , мы поняли, что им уверенно владеют только 25% воспитанников. После ежедневного использования технологии «Круг» и «Развивающее общение» у детей пропал страх высказываться публично, и к концу года этот показатель составил 95%. Дети могли уже спокойно высказываться, спорить и соглашаться друг с другом.
6. Сформированный к концу дошкольного детства еще один важнейший социальный навык — «проявление инициативы», по мнению учителей начальной школы, необходим ребенку для развития его интересов и потребностей. Этот навык помогает преодолеть робость, страх, дает возможность участвовать в различных мероприятиях и экспериментах, влияет на психологическое спокойствие. Таким образом, ребенок становится успешным в учебе, усвоение материала происходит без лишних усилий.
Технология «Проблемно-педагогические ситуации» помещает ребенка в состояние неопределенности. Ребёнок оказывается перед выбором и вынужден принимать решение сам. Здесь и рождается инициатива. Данный показатель за год вырос на 65%.
В конце года мы поделились нашими результатами с родителями и попросили дать нам обратную связь.
«Раньше Филипп быстро сдавался, если что-то не получалось: бросал рисунок, не хотел доделывать поделку. А после Мастерских в саду я заметила, что он стал доводить дела до конца. Недавно мы вместе собирали сложный конструктор, и он сказал: “Мам, если я начну, то должен закончить, как в садике”. Для меня это очень важное изменение: теперь он верит, что у него всё получится».
«Лиза всегда стеснялась выступать, даже стишок дома говорила шёпотом. В саду она научилась говорить громко и уверенно. Недавно на семейном празднике она сама вышла и рассказала сказку — без подготовки! Я понял, что для школы это огромный плюс. Теперь я вижу, что социализация даёт детям смелость, без которой учёба невозможна».
Результаты нашего исследования оказались очень показательными. Мы убедились: социализация не мешает интеллектуальному развитию, а делает его интенсивнее и глубже. Дети легче включаются в занятия: навыки планирования и самоконтроля становятся прочнее. Работа в команде перестала вызывать стресс и напряженность, а наоборот: коллективный труд с социально-значимым результатом стал приносить радость.
Скорость освоения программы по математике, чтению и развитию речи заметно выросла. Некоторые родители даже приняли решение отдать детей в первый класс по ускоренной программе 1:3.
Что касается детей, то у них возрос интерес к олимпиадам и конкурсам. На Кругах они все чаще стали обсуждать свои достижения в учёбе и гордиться победами. Также мы отметили, что, начиная с 4-х лет, у детей увеличилась мотивация к дополнительным занятиям: шахматам, робототехнике, английскому языку, музыке. Дети не только посещают занятия, но и во время свободной игры устраивают шахматные турниры, музыкальные концерты, совместно конструируют сложные постройки из лего-контруктора по схемам и без.
К концу года мы с уверенностью можем сказать, что у детей сформировались социальные навыки, которые сделают обучение в школе не испытанием, а естественным и радостным процессом.
Таким образом, Технология Эффективной Социализации стала для наших воспитанников не только инструментом социализации, но и прочным фундаментом для интеллектуальных успехов.
Детский сад «Лучик» на Остоженке, г. Москва,
методист по дошкольному воспитанию И.О. Левина